Особенности толкования устаревшей лексики

Страница 6

Проанализируем таблицу 5 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:

кольчуга: получено 5 ответов, из них все 5 детей (Маша К. 6.8., Оля Е. 6.0., Саша К. 6.4., Егор С. 6.1., Сережа С.6.7.) с одной стороны понимают, что кольчуга – это одежда и используют при толковании слова одну лексико-семантическую группу, а с другой стороны, у 4 детей (Оля Е. 6.0., Саша К. 6.4., Маша К. 6.8., Сережа С.6.7.) значение слова кольчуга в языковом сознании сужено – слово понимается как костюм для богатырей, при чем уточняется, что он из металла или железа;

1 ребенок (Егор С. 6.1.) при толковании расширяет значение слова и дает характеристику кольчуге: защищает и колется, можно предположить, что ребенок имеет ввиду металлические кольца, из которых сделана кольчуга.

То есть, все дети понимают значение данного слова при опоре на наглядность.

шлем: получено 5 ответов, из них все 5 детей понимают значение этого слова, кроме того, 1 ребенок (Маша К. 6.8.) дает при толковании слова шлем современную дополнительную информацию: чтобы при битве не попали микробы в голову; 3 ребенка (Оля Е. 6.0., Саша К. 6.4., Сережа С.6.7.) при толковании опираются на слова одной лексико-семантической группы – шапка, и расширяют значение слова; 1 ребенок (Егор С. 6.1.) слово шлем заменяет современным словом каска.

То есть, при опоре на наглядность все дети дают правильное толкование устаревшему слову шлем.

палица: получено 5 ответов, из них 4 ребенка (Маша К. 6.8., Саша К. 6.4., Егор С. 6.1., Сережа С.6.7.) опираются на созвучие палица – палка, кроме того, на слова одной лексико-семантической группа – палка, и еще пытаются добавить, пояснить назначение палицы, расширяя ее значение: палка, которой бьют того, кто захочет завладеть нашей землей; убивают врага, плохого человека; 1 ребенок (Оля Е. 6.0.) опирается на основной семантический компонент толкования слова палица в словаре – дубина; кроме того 2 детей (Саша К. 6.4., Егор С. 6.1.) добавляют описание палицы: палка с колючками; на конце с шариком и колючками.

То есть, при опоре на наглядность все дети дают правильное толкование устаревшему слову палица.

колчан: получено 5 ответов, все 5 детей правильно понимают значение слова, опираются на основной семантический компонент толкования слова колчан в словаре – сумка, для стрел; кроме того, один ребенок (Маша К. 6.8.) расширяет назначение колчана и определяет его для хранения оружия: и стрел, и мечей для боя.

богатырь: получено 5 ответов, все 5 детей хорошо знают и правильно толкуют значение слова по словарю богатырь – воин, но не называют это слово, а дают ему описательные эпитеты: сильный, смелый, умный, храбрый, честный человек; из них 2 ребенка (Оля Е. 6.0., Сережа С.6.7.) расширяют значение слова богатырь, добавляя при этом его функцию – защищать землю и всех наших людей.

Проанализировав особенности толкования устаревших слов детьми, мы выяснили, что наглядность помогает детям понять значение слова. У детей присутствуют также как одинаковые, так и совершенно разные ответы (колчан – это сумка для ножей и стрел; сумка – футляр для стрел; мешочек на длинной веревке).

Результаты опроса детей, зафиксированные в таблицах 1-5, позволили выделить индивидуальные особенности толкования устаревшей лексики двух детей (Оля Е. 6.0., Маша К. 6.8.), которые участвовали во всех трех сериях эксперимента.

Неодинаковые ответы наблюдались у Оли Е.: учитывая хорошую память ребенка, и возможность предположить, что она уже знакома со значением многих устаревших слов через разные источники информации, почти все слова, взятые для опроса, она понимает правильно, и поэтому толкование им дает точное, краткое, редко описательное; кроме того, она опирается на корневую морфему, строит при этом новое слово и правильно его объясняет – чудо – чудеса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Детский церебральный паралич: характеристика дефекта, его причины и формы
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. Основную массу из них составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не тол ...

Организация обучения речевому этикету
Обучение речевому этикету как компоненту культуры страны изучаемого языка включает целый ряд аспектов, каждый из которых значим практически: познавательный аспект влияет на мотивацию, развивающий облегчает овладение, воспитательный способствует и тому, и другому и т.д. Содержательная сторона учебно ...

Практическое использование дидактических игр на экологических занятиях с дошкольниками
Основными задачами экологического воспитания дошкольника в возрасте 3-5-ти лет являются: 1) расширение представлений детей об окружающей природе; 2) углубление знаний о растениях и животных, окружающих их; 3) привитие детям любви и бережного отношения к природе; 4) развитие умений узнавать представ ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru