Особенности толкования устаревшей лексики

Страница 6

Проанализируем таблицу 5 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:

кольчуга: получено 5 ответов, из них все 5 детей (Маша К. 6.8., Оля Е. 6.0., Саша К. 6.4., Егор С. 6.1., Сережа С.6.7.) с одной стороны понимают, что кольчуга – это одежда и используют при толковании слова одну лексико-семантическую группу, а с другой стороны, у 4 детей (Оля Е. 6.0., Саша К. 6.4., Маша К. 6.8., Сережа С.6.7.) значение слова кольчуга в языковом сознании сужено – слово понимается как костюм для богатырей, при чем уточняется, что он из металла или железа;

1 ребенок (Егор С. 6.1.) при толковании расширяет значение слова и дает характеристику кольчуге: защищает и колется, можно предположить, что ребенок имеет ввиду металлические кольца, из которых сделана кольчуга.

То есть, все дети понимают значение данного слова при опоре на наглядность.

шлем: получено 5 ответов, из них все 5 детей понимают значение этого слова, кроме того, 1 ребенок (Маша К. 6.8.) дает при толковании слова шлем современную дополнительную информацию: чтобы при битве не попали микробы в голову; 3 ребенка (Оля Е. 6.0., Саша К. 6.4., Сережа С.6.7.) при толковании опираются на слова одной лексико-семантической группы – шапка, и расширяют значение слова; 1 ребенок (Егор С. 6.1.) слово шлем заменяет современным словом каска.

То есть, при опоре на наглядность все дети дают правильное толкование устаревшему слову шлем.

палица: получено 5 ответов, из них 4 ребенка (Маша К. 6.8., Саша К. 6.4., Егор С. 6.1., Сережа С.6.7.) опираются на созвучие палица – палка, кроме того, на слова одной лексико-семантической группа – палка, и еще пытаются добавить, пояснить назначение палицы, расширяя ее значение: палка, которой бьют того, кто захочет завладеть нашей землей; убивают врага, плохого человека; 1 ребенок (Оля Е. 6.0.) опирается на основной семантический компонент толкования слова палица в словаре – дубина; кроме того 2 детей (Саша К. 6.4., Егор С. 6.1.) добавляют описание палицы: палка с колючками; на конце с шариком и колючками.

То есть, при опоре на наглядность все дети дают правильное толкование устаревшему слову палица.

колчан: получено 5 ответов, все 5 детей правильно понимают значение слова, опираются на основной семантический компонент толкования слова колчан в словаре – сумка, для стрел; кроме того, один ребенок (Маша К. 6.8.) расширяет назначение колчана и определяет его для хранения оружия: и стрел, и мечей для боя.

богатырь: получено 5 ответов, все 5 детей хорошо знают и правильно толкуют значение слова по словарю богатырь – воин, но не называют это слово, а дают ему описательные эпитеты: сильный, смелый, умный, храбрый, честный человек; из них 2 ребенка (Оля Е. 6.0., Сережа С.6.7.) расширяют значение слова богатырь, добавляя при этом его функцию – защищать землю и всех наших людей.

Проанализировав особенности толкования устаревших слов детьми, мы выяснили, что наглядность помогает детям понять значение слова. У детей присутствуют также как одинаковые, так и совершенно разные ответы (колчан – это сумка для ножей и стрел; сумка – футляр для стрел; мешочек на длинной веревке).

Результаты опроса детей, зафиксированные в таблицах 1-5, позволили выделить индивидуальные особенности толкования устаревшей лексики двух детей (Оля Е. 6.0., Маша К. 6.8.), которые участвовали во всех трех сериях эксперимента.

Неодинаковые ответы наблюдались у Оли Е.: учитывая хорошую память ребенка, и возможность предположить, что она уже знакома со значением многих устаревших слов через разные источники информации, почти все слова, взятые для опроса, она понимает правильно, и поэтому толкование им дает точное, краткое, редко описательное; кроме того, она опирается на корневую морфему, строит при этом новое слово и правильно его объясняет – чудо – чудеса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Задачи и методика развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования
Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей. Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Изобразительные ...

Формирование и развитие - категории педагогики
Педагогика широко использует международные понятия “формирование" и “развитие”. Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание - оди ...

Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста
Специфика адаптации детей к ДОУ Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. «Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптирова ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru