Трудности спонтанного развития игровой деятельности детй с нарушением слуха обуславливают необходимость специального методического руководства.
При правильном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушениями слуха. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.
Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.
Недостаточность общения речевого общения с детьми и взрослыми отрицательно сказывается на понимании детьми с нарушениями слуха отношений людей, некоторых норм поведения. Часть этого для них для них скрыта, а иногда понимается ими неверно.
Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами игрушками наиболее полно познается их значение, свойства и отношения. В этом велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе обучения и воспитания детей с нарушенным слухом.
В дидактической игре детьми с нарушениями слуха могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем в процессе систематического развития речи повысить уровень отработки значений.
Особенности содержания и методики использования дидактической игры во внеурочной деятельности младших школьников с нарушениями слуха рассматриваются Е.Г. Речицкой.
Используя дидактическую игру во внеурочное время, воспитатель достигает положительные результатов в закреплении и обогащении знаний детей с нарушениями слуха с меньшими усилиями, так как дети в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать имеющимися знаниями в новой обстановке, одновременно непроизвольно активируется познавательная деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра создает приподнятое эмоциональное настроение, так как она доступна, понятна, интересна ребенку.
Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируя деятельность школьника, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти и т.п. Дети непринужденно переживают радость от процесса игры, чувство удовлетворения от решения игровых задач. В процессе игры удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их могут не заинтересовать. Дети младшего школьного возраста непринужденно переживают чувство удовлетворения и радость от самого процесса игры, а значит, и от решения игровых задач.
При организации и проведении дидактических игр со слабослышащими школьниками необходимо учитывать определенные педагогические условия. Игры не должны быть длительными по времени (до 15 мин). Взрослые могут принимать непосредственное участие в игре (степень их участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры). При планировании серии игр целесообразно использовать различные вариативные типы игр (с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся) – словесные и настольно-печатные, с постепенным усложнением содержания.
Дидактические игры могут быть направлены на закрепление знаний по математике ("Живые числа", "Веселый счет", "Волшебный квадрат", "Арифметические цепочки" и др.), по русскому языку ("Лото", "Часы", "Волшебные яблоки" и др.), по ознакомлению с окружающим миром и природоведению (кроссворды "Животные", "Планеты солнечной системы", игра-упражнение "Что бывает весной" и др.).
Также дидактические игры применяются во внеклассной работе по развитию слухового восприятия. Эта работа является неотъемлемой частью всего образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха.
Дидактические игры во внеурочное время содействуют закреплению ранее приобретенных умений по восприятию речи, неречевых звуков, формированию новых слуховых представлений, помогают в решении общих образовательно-коррекционных задач, включая воспитание у детей с нарушениями слуха навыков ориентировки в быту, формирование понятий и представлений, отражающих звуковые явления; развитие восприятия устной речи и неречевых звучаний, формирование произносительных навыков.
Еще о педагогике:
Диагностика уровня развития мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации на констатирующем этапе
В начале 2008–2009 учебного года в четырех группах детей: двух экспериментальных и двух контрольных были проведены следующие тесты: 1. Тест «Нарисуй человека», предназначенный для оценки психического развития детей 3–7 лет. Этот тест может быть использован для измерения: 1) зрительной перцепции; 2) ...
Опытно-экспериментальная работа по развитию орфографической зоркости
учащихся 2 класса средствами словарной работы на уроках русского языка
Орфографическая зоркость – умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже записаны, орфограммы, а также быстро определить их типы. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащи ...
Особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР
По словам Р.И. Лалаевой и Н.В.Серебряковой, дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных ф ...