Использование дидактических игр во внеурочное время с младшими школьниками с нарушениями слуха

Статьи о педагогике » Дидактическая игра как средство развития слабослышащих младших школьников » Использование дидактических игр во внеурочное время с младшими школьниками с нарушениями слуха

Страница 1

Трудности спонтанного развития игровой деятельности детй с нарушением слуха обуславливают необходимость специального методического руководства.

При правильном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушениями слуха. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.

Недостаточность общения речевого общения с детьми и взрослыми отрицательно сказывается на понимании детьми с нарушениями слуха отношений людей, некоторых норм поведения. Часть этого для них для них скрыта, а иногда понимается ими неверно.

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами игрушками наиболее полно познается их значение, свойства и отношения. В этом велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе обучения и воспитания детей с нарушенным слухом.

В дидактической игре детьми с нарушениями слуха могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем в процессе систематического развития речи повысить уровень отработки значений.

Особенности содержания и методики использования дидактической игры во внеурочной деятельности младших школьников с нарушениями слуха рассматриваются Е.Г. Речицкой.

Используя дидактическую игру во внеурочное время, воспитатель достигает положительные результатов в закреплении и обогащении знаний детей с нарушениями слуха с меньшими усилиями, так как дети в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать имеющимися знаниями в новой обстановке, одновременно непроизвольно активируется познавательная деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра создает приподнятое эмоциональное настроение, так как она доступна, понятна, интересна ребенку.

Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируя деятельность школьника, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти и т.п. Дети непринужденно переживают радость от процесса игры, чувство удовлетворения от решения игровых задач. В процессе игры удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их могут не заинтересовать. Дети младшего школьного возраста непринужденно переживают чувство удовлетворения и радость от самого процесса игры, а значит, и от решения игровых задач.

При организации и проведении дидактических игр со слабослышащими школьниками необходимо учитывать определенные педагогические условия. Игры не должны быть длительными по времени (до 15 мин). Взрослые могут принимать непосредственное участие в игре (степень их участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры). При планировании серии игр целесообразно использовать различные вариативные типы игр (с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся) – словесные и настольно-печатные, с постепенным усложнением содержания.

Дидактические игры могут быть направлены на закрепление знаний по математике ("Живые числа", "Веселый счет", "Волшебный квадрат", "Арифметические цепочки" и др.), по русскому языку ("Лото", "Часы", "Волшебные яблоки" и др.), по ознакомлению с окружающим миром и природоведению (кроссворды "Животные", "Планеты солнечной системы", игра-упражнение "Что бывает весной" и др.).

Также дидактические игры применяются во внеклассной работе по развитию слухового восприятия. Эта работа является неотъемлемой частью всего образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха.

Дидактические игры во внеурочное время содействуют закреплению ранее приобретенных умений по восприятию речи, неречевых звуков, формированию новых слуховых представлений, помогают в решении общих образовательно-коррекционных задач, включая воспитание у детей с нарушениями слуха навыков ориентировки в быту, формирование понятий и представлений, отражающих звуковые явления; развитие восприятия устной речи и неречевых звучаний, формирование произносительных навыков.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Использование дидактического ресурса кабинета информатики в условиях реализации различных форм обучения информатике
Одним из основных принципов в дидактике был и остается принцип активности ученика в процессе обучения. Этот принцип подразумевает качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальны ...

Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников и их отношения к астрономии
Констатирующий эксперимент включал в себя анкетирование, в котором приняли участие 7 учеников 9-х, 59 учеников 10-х, 61 ученик 11-х как общеобразовательных, гуманитарных, так и физико-математических классов (14-15-16-17 лет), а также более подробное диагностирование уровня сформированности мировозз ...

Эмоциональные состояния детей в условиях ДОУ
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ситуативны и не имеют мотивационной основы. Они больше связаны с реактивностью человека, нежели с его активностью. Активность представляет собой целенаправленно ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru