Особенности толкования устаревшей лексики

Страница 8

Например:

«пир– праздник»;

«шлем– железная каска»;

«хоромы– большой красивый дом».

10. Замена устаревшего слова антонимом дает неправильное толкование.

Например:

«чудо– очень красиво и неожиданно, не оторвать глаз».

11. Замена устаревшего слова синонимичными словами, при этом значение слова дети толкуют правильно.

Например:

«бранят– обзывают»;

«не тужи– не грусти, не плачь, не расстраивайся».

12. При толковании устаревшего слова используют еще одно устаревшее слово.

Например:

«хоромы– палаты, царский, и дом, где царь живет».

13. При толковании слова дают современную дополнительную информацию.

Например:

«шлем– это, чтобы при битве микробы в голову не попали».

14. Сужение или расширение границ значений слов, их применение детьми, при этом происходит замена глагола активного действия другим глаголом, тоже действия или состояния человека, добавление описания действию, которое будет произведено (в расширенном значении).

Например:

«корячиться– прячется, чтобы его не нашли; нагибается и идет потихоньку»;

«колчан– сумка для хранения не только стрел, но и ножей, мечей для боя».

Сужение значения устаревшего слова идет за счет, например, добавления глагола действия – идти или конкретно определен материал, из которого сделан костюм – из металла.

Например:

«мочи нет– мочи нет идти»;

«кольчуга– костюм из металла».

Анализ полученных результатов опроса детей позволил сделать вывод, что дети имеют представления о значении лишь некоторых устаревших слов и испытывают трудности при толковании без наглядной опоры и по причине наибольшего удаления от детей устаревшей лексики, используя при этом совершенно разные способы для толкования и понимая их правильно и неправильно.

Наиболее употребляемыми при толковании слов являются способы: опора на наглядность, замена синонимичным словом, использование описательных эпитетов, расширение и сужение значение слова и опора на основной и вспомогательный лексико-семантический компонент и использование слов одной лексико-семантической группы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Еще о педагогике:

Роль игры в процессе изучения английского языка
Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из причин, которая приводит к ...

Апробация программы развития организаторских способностей в детском оздоровительном лагере
Апробация программы развития организаторских способностей происходила на базе детского оздоровительного лагеря "Иртышские зори". Данная программа была реализована в лагере в период второй летней смены с 04.07.2011 г. по 21.07.2011 г. Реализация программы осуществлялась на примере 3 отряда ...

Причины нарушений осанки
Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много, назовем лишь некоторые: 1. Мебель несоответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов, как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенк ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru