Например:
«пир– праздник»;
«шлем– железная каска»;
«хоромы– большой красивый дом».
10. Замена устаревшего слова антонимом дает неправильное толкование.
Например:
«чудо– очень красиво и неожиданно, не оторвать глаз».
11. Замена устаревшего слова синонимичными словами, при этом значение слова дети толкуют правильно.
Например:
«бранят– обзывают»;
«не тужи– не грусти, не плачь, не расстраивайся».
12. При толковании устаревшего слова используют еще одно устаревшее слово.
Например:
«хоромы– палаты, царский, и дом, где царь живет».
13. При толковании слова дают современную дополнительную информацию.
Например:
«шлем– это, чтобы при битве микробы в голову не попали».
14. Сужение или расширение границ значений слов, их применение детьми, при этом происходит замена глагола активного действия другим глаголом, тоже действия или состояния человека, добавление описания действию, которое будет произведено (в расширенном значении).
Например:
«корячиться– прячется, чтобы его не нашли; нагибается и идет потихоньку»;
«колчан– сумка для хранения не только стрел, но и ножей, мечей для боя».
Сужение значения устаревшего слова идет за счет, например, добавления глагола действия – идти или конкретно определен материал, из которого сделан костюм – из металла.
Например:
«мочи нет– мочи нет идти»;
«кольчуга– костюм из металла».
Анализ полученных результатов опроса детей позволил сделать вывод, что дети имеют представления о значении лишь некоторых устаревших слов и испытывают трудности при толковании без наглядной опоры и по причине наибольшего удаления от детей устаревшей лексики, используя при этом совершенно разные способы для толкования и понимая их правильно и неправильно.
Наиболее употребляемыми при толковании слов являются способы: опора на наглядность, замена синонимичным словом, использование описательных эпитетов, расширение и сужение значение слова и опора на основной и вспомогательный лексико-семантический компонент и использование слов одной лексико-семантической группы.
Еще о педагогике:
Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми детьми
Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированност ...
Оценка на уроке иностранного языка
Говоря о дисциплине «Иностранный язык» следует заметить, что основным компонентом содержания обучения ему являются не столько знания, сколько навыки и умения. При их формировании на первый план выдвигается такой способ обучения, как подкрепление. Оценка на уроке иностранного языка в начальной школе ...
Проблема лидерства в психолого-педагогической литературе
Проблема лидерства привлекала к себе внимание на протяжении веков. Сегодня ученые – педагоги, психологи, социологи и философы, изучая стремление к лидерству как проявление «творческого инстинкта» человека, опираются на типологию авторитета, разработанную М. Вебером, который выдвигает в деле развити ...