Особенности толкования устаревшей лексики

Страница 8

Например:

«пир– праздник»;

«шлем– железная каска»;

«хоромы– большой красивый дом».

10. Замена устаревшего слова антонимом дает неправильное толкование.

Например:

«чудо– очень красиво и неожиданно, не оторвать глаз».

11. Замена устаревшего слова синонимичными словами, при этом значение слова дети толкуют правильно.

Например:

«бранят– обзывают»;

«не тужи– не грусти, не плачь, не расстраивайся».

12. При толковании устаревшего слова используют еще одно устаревшее слово.

Например:

«хоромы– палаты, царский, и дом, где царь живет».

13. При толковании слова дают современную дополнительную информацию.

Например:

«шлем– это, чтобы при битве микробы в голову не попали».

14. Сужение или расширение границ значений слов, их применение детьми, при этом происходит замена глагола активного действия другим глаголом, тоже действия или состояния человека, добавление описания действию, которое будет произведено (в расширенном значении).

Например:

«корячиться– прячется, чтобы его не нашли; нагибается и идет потихоньку»;

«колчан– сумка для хранения не только стрел, но и ножей, мечей для боя».

Сужение значения устаревшего слова идет за счет, например, добавления глагола действия – идти или конкретно определен материал, из которого сделан костюм – из металла.

Например:

«мочи нет– мочи нет идти»;

«кольчуга– костюм из металла».

Анализ полученных результатов опроса детей позволил сделать вывод, что дети имеют представления о значении лишь некоторых устаревших слов и испытывают трудности при толковании без наглядной опоры и по причине наибольшего удаления от детей устаревшей лексики, используя при этом совершенно разные способы для толкования и понимая их правильно и неправильно.

Наиболее употребляемыми при толковании слов являются способы: опора на наглядность, замена синонимичным словом, использование описательных эпитетов, расширение и сужение значение слова и опора на основной и вспомогательный лексико-семантический компонент и использование слов одной лексико-семантической группы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Еще о педагогике:

Сущность досуговой деятельности
Досуг - часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания). Проблема досуга остро встала во время первоначальной стадии развития капитализма. Сл ...

Автоматизация расчетов учебного плана
Для синтеза каждого учебного плана исходными данными являются следующие: график учебного процесса; список циклов дисциплин; список предлагаемых для изучения дисциплин; нормы времени по дисциплинам: каждой дисциплине может соответствовать максимально допустимая интенсивность изучения; список курсовы ...

Особенности формирования личности в эпоху средств массовой информации и пропаганды
Расширение и углубление процессов демократии и гласности, решение проблем экономической и политической реформ, преодоление социальных противоречий потребовали переоценки многих ценностей. Система народного образования является органической частью нашего общественно-политического строя, неразрывно с ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru