Особенности толкования устаревшей лексики

Страница 8

Например:

«пир– праздник»;

«шлем– железная каска»;

«хоромы– большой красивый дом».

10. Замена устаревшего слова антонимом дает неправильное толкование.

Например:

«чудо– очень красиво и неожиданно, не оторвать глаз».

11. Замена устаревшего слова синонимичными словами, при этом значение слова дети толкуют правильно.

Например:

«бранят– обзывают»;

«не тужи– не грусти, не плачь, не расстраивайся».

12. При толковании устаревшего слова используют еще одно устаревшее слово.

Например:

«хоромы– палаты, царский, и дом, где царь живет».

13. При толковании слова дают современную дополнительную информацию.

Например:

«шлем– это, чтобы при битве микробы в голову не попали».

14. Сужение или расширение границ значений слов, их применение детьми, при этом происходит замена глагола активного действия другим глаголом, тоже действия или состояния человека, добавление описания действию, которое будет произведено (в расширенном значении).

Например:

«корячиться– прячется, чтобы его не нашли; нагибается и идет потихоньку»;

«колчан– сумка для хранения не только стрел, но и ножей, мечей для боя».

Сужение значения устаревшего слова идет за счет, например, добавления глагола действия – идти или конкретно определен материал, из которого сделан костюм – из металла.

Например:

«мочи нет– мочи нет идти»;

«кольчуга– костюм из металла».

Анализ полученных результатов опроса детей позволил сделать вывод, что дети имеют представления о значении лишь некоторых устаревших слов и испытывают трудности при толковании без наглядной опоры и по причине наибольшего удаления от детей устаревшей лексики, используя при этом совершенно разные способы для толкования и понимая их правильно и неправильно.

Наиболее употребляемыми при толковании слов являются способы: опора на наглядность, замена синонимичным словом, использование описательных эпитетов, расширение и сужение значение слова и опора на основной и вспомогательный лексико-семантический компонент и использование слов одной лексико-семантической группы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Еще о педагогике:

Понятие "быстрого чтения"
В одной из заметок "Литературная газета" писала: "Пять тысяч знаков в минуту - такова скорость чтения у инженера Блохина. Объясняя сущность своего метода, Блохин сказал: "Я никогда не задумываюсь над прочитанным"". Люди читают сотни веков, но только в наше время со все ...

Особенности усвоения математических навыков учеников с нарушением интеллекта
В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально - психологических особенностей челове ...

Задачи и методика развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования
Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей. Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Изобразительные ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru