Особенности толкования устаревшей лексики

Страница 8

Например:

«пир– праздник»;

«шлем– железная каска»;

«хоромы– большой красивый дом».

10. Замена устаревшего слова антонимом дает неправильное толкование.

Например:

«чудо– очень красиво и неожиданно, не оторвать глаз».

11. Замена устаревшего слова синонимичными словами, при этом значение слова дети толкуют правильно.

Например:

«бранят– обзывают»;

«не тужи– не грусти, не плачь, не расстраивайся».

12. При толковании устаревшего слова используют еще одно устаревшее слово.

Например:

«хоромы– палаты, царский, и дом, где царь живет».

13. При толковании слова дают современную дополнительную информацию.

Например:

«шлем– это, чтобы при битве микробы в голову не попали».

14. Сужение или расширение границ значений слов, их применение детьми, при этом происходит замена глагола активного действия другим глаголом, тоже действия или состояния человека, добавление описания действию, которое будет произведено (в расширенном значении).

Например:

«корячиться– прячется, чтобы его не нашли; нагибается и идет потихоньку»;

«колчан– сумка для хранения не только стрел, но и ножей, мечей для боя».

Сужение значения устаревшего слова идет за счет, например, добавления глагола действия – идти или конкретно определен материал, из которого сделан костюм – из металла.

Например:

«мочи нет– мочи нет идти»;

«кольчуга– костюм из металла».

Анализ полученных результатов опроса детей позволил сделать вывод, что дети имеют представления о значении лишь некоторых устаревших слов и испытывают трудности при толковании без наглядной опоры и по причине наибольшего удаления от детей устаревшей лексики, используя при этом совершенно разные способы для толкования и понимая их правильно и неправильно.

Наиболее употребляемыми при толковании слов являются способы: опора на наглядность, замена синонимичным словом, использование описательных эпитетов, расширение и сужение значение слова и опора на основной и вспомогательный лексико-семантический компонент и использование слов одной лексико-семантической группы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Еще о педагогике:

Исследование письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной школы
На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение проявлений дисграфии и ее видов. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: 1. Подобрать апробированные диагностические методики для выявления состояния процесса письма у детей младшег ...

Учет индивидуальных особенностей учащихся в образовании
Прежде чем пытаться раскрыть сущность такого сложного понятия, как «индивидуальный подход», нужно хотя бы в общем разобраться в понятиях «человек», «личность» и «индивидуальность». С одной стороны, сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Глубоко ошибочно искать первопричину ...

Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста
Речь является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, а также от подражания речи окружающих. Весь ход нормального речевого развития протекает по определенным закономерностям, которые можно отчетливо проследить в речи каждого определенного ребенка, а также протекает в опред ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru