Особенности толкования устаревшей лексики

Страница 8

Например:

«пир– праздник»;

«шлем– железная каска»;

«хоромы– большой красивый дом».

10. Замена устаревшего слова антонимом дает неправильное толкование.

Например:

«чудо– очень красиво и неожиданно, не оторвать глаз».

11. Замена устаревшего слова синонимичными словами, при этом значение слова дети толкуют правильно.

Например:

«бранят– обзывают»;

«не тужи– не грусти, не плачь, не расстраивайся».

12. При толковании устаревшего слова используют еще одно устаревшее слово.

Например:

«хоромы– палаты, царский, и дом, где царь живет».

13. При толковании слова дают современную дополнительную информацию.

Например:

«шлем– это, чтобы при битве микробы в голову не попали».

14. Сужение или расширение границ значений слов, их применение детьми, при этом происходит замена глагола активного действия другим глаголом, тоже действия или состояния человека, добавление описания действию, которое будет произведено (в расширенном значении).

Например:

«корячиться– прячется, чтобы его не нашли; нагибается и идет потихоньку»;

«колчан– сумка для хранения не только стрел, но и ножей, мечей для боя».

Сужение значения устаревшего слова идет за счет, например, добавления глагола действия – идти или конкретно определен материал, из которого сделан костюм – из металла.

Например:

«мочи нет– мочи нет идти»;

«кольчуга– костюм из металла».

Анализ полученных результатов опроса детей позволил сделать вывод, что дети имеют представления о значении лишь некоторых устаревших слов и испытывают трудности при толковании без наглядной опоры и по причине наибольшего удаления от детей устаревшей лексики, используя при этом совершенно разные способы для толкования и понимая их правильно и неправильно.

Наиболее употребляемыми при толковании слов являются способы: опора на наглядность, замена синонимичным словом, использование описательных эпитетов, расширение и сужение значение слова и опора на основной и вспомогательный лексико-семантический компонент и использование слов одной лексико-семантической группы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Еще о педагогике:

Профилактические и лечебные мероприятия
Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое не является необратимым процессом, а подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы. Профилактика и исправление осанки – кропотливая комплексна ...

Дидактическая игра и развитие мышления, внимания, воображения, грамматически правильной речи
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать ...

Виды методической деятельности
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их разв ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru