Особенности толкования устаревшей лексики

Страница 7

Маша К., в отличие от Оли Е., некоторые слова не понимает, хотя при этом использует опору на контекст произведения; она дает более описательно при толковании слова не только состояние действия, характеризует человека – богатыря, но и дает, как и простую, так и современную дополнительную информацию.

В одинаковых ответах того и другого ребенка удалось выявить следующие особенности: понимание значения слов по своему; всегда правильное толкование значение устаревших слов при опоре на наглядность, подборе синонимов, используют слова одной лексико-семантической группы; при толковании устаревшего слова используют еще одно устаревшее слово; сужают и расширяют значение слова при толковании; причем при использовании антонимов слово толкуют неправильно.

Таким образом, на основании полученных данных констатирующего эксперимента мы выявили некоторые особенности толкования устаревших слов старшими дошкольниками, и пришли к такому заключению, что при встрече с незнакомым устаревшим словом ребенок пытается понять значение и смысл, а для этого ему приходится выполнять сложную мыслительную операцию, в результате которой толкование слова производится доступными ребенку средствами.

Наиболее часто для толкования слов дети используют следующие способы:

1. Опора на созвучие для непроизводного слова.

Например: «оброк – мешок»- толкование неверное;

«палица – палка на конце с шариком и колючками»- толкование правильное;

«не тужи – это не дрожжи»- толкование неверное.

«дивятся – видели, увидели, видят» - толкование неверное.

Осмысление непонятных слов посредством хорошо известного слова, сходного с ним по звучанию, сближение слов по созвучию приводит к тому, что непонятное слово в сознании ребенка оказывается связанным с другими словами, разъясняющими его, причем оно может быть истолковано правильно и неправильно.

2. Если слово производное, то ребенок ищет производящую основу с ориентировкой на звукообразовательную сторону, и с помощью единого корня строит новое слово и объясняет значение слова правильно.

Например:

«дивятся- удивляются»;

«чудо – чудеса».

3. Ассоциация по аналогии с другим словом, в результате толкование слова бывает правильным или неправильным.

Например:

«толоконный лоб- ассоциация с Циклопом»- ребенок объясняет так: это когда один глаз на лбу;

«полба– ассоциация с пищей»- каша, суп молочный;

«лихо– ассоциация со злой мачехой».

4. Опора на жизненный опыт.

Например:

«мочи нет – сухо в горле, хочется побыстрей попить»;

«толоконный лоб– поп носит крестик; ничего не хотел делать и балдел».

5. Опора на контекст.

Например:

Неверное понимание слова:

«оброк – мешок с богатством, золотом;

«вареная полба – суп молочный, каша гречневая».

Верное понимание слова:

«ведомо– знал»;

«хоромы– дом».

6. Использование слов одной лексико-семантической группы.

Например:

«шлем– шапка»;

«холсты– ткань, полотно»;

«полба– каша»;

«кольчуга– одежда».

7. Опора на основной и второстепенный семантический компонент толкования слова в словаре.

Например:

«палица– дубина»;

«мочи нет– сил нет»;

«бранить– обзывать»;

«мочи нет – нет терпения сделать что-либо».

8. Опора на наглядность без которой почти невозможно ребенку объяснить значение многих устаревших слов, обозначающих более отдаленные от детей явления, предметы, действия в силу того, что они использовались в иные исторические времена.

Например:

«холсты– грубая льняная ткань, толстое полотно»;

«хоромы– большой дом, имеет много комнат, предназначен для богатых людей».

9. Замена устаревшего слова современным словом, добавляя описательные эпитеты.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Профессионализм и профессиональная компетентность
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая ...

Сущность методической деятельности педагога
Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалаь как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность. Согласно первой точке зрения, методическая деятельность, методическая деятел ...

Методические аспекты развития пространственного мышления как элемента образного
Рассмотрим, какие подходы предлагают для развития пространственного мышления в средней школе и выясним возможности их использования. А. Пардала выделяет такие основные типы упражнений, дидактическим назначением которых является формирование и развитие пространственных представлений учащихся: матема ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru