Особенности толкования устаревшей лексики

Страница 7

Маша К., в отличие от Оли Е., некоторые слова не понимает, хотя при этом использует опору на контекст произведения; она дает более описательно при толковании слова не только состояние действия, характеризует человека – богатыря, но и дает, как и простую, так и современную дополнительную информацию.

В одинаковых ответах того и другого ребенка удалось выявить следующие особенности: понимание значения слов по своему; всегда правильное толкование значение устаревших слов при опоре на наглядность, подборе синонимов, используют слова одной лексико-семантической группы; при толковании устаревшего слова используют еще одно устаревшее слово; сужают и расширяют значение слова при толковании; причем при использовании антонимов слово толкуют неправильно.

Таким образом, на основании полученных данных констатирующего эксперимента мы выявили некоторые особенности толкования устаревших слов старшими дошкольниками, и пришли к такому заключению, что при встрече с незнакомым устаревшим словом ребенок пытается понять значение и смысл, а для этого ему приходится выполнять сложную мыслительную операцию, в результате которой толкование слова производится доступными ребенку средствами.

Наиболее часто для толкования слов дети используют следующие способы:

1. Опора на созвучие для непроизводного слова.

Например: «оброк – мешок»- толкование неверное;

«палица – палка на конце с шариком и колючками»- толкование правильное;

«не тужи – это не дрожжи»- толкование неверное.

«дивятся – видели, увидели, видят» - толкование неверное.

Осмысление непонятных слов посредством хорошо известного слова, сходного с ним по звучанию, сближение слов по созвучию приводит к тому, что непонятное слово в сознании ребенка оказывается связанным с другими словами, разъясняющими его, причем оно может быть истолковано правильно и неправильно.

2. Если слово производное, то ребенок ищет производящую основу с ориентировкой на звукообразовательную сторону, и с помощью единого корня строит новое слово и объясняет значение слова правильно.

Например:

«дивятся- удивляются»;

«чудо – чудеса».

3. Ассоциация по аналогии с другим словом, в результате толкование слова бывает правильным или неправильным.

Например:

«толоконный лоб- ассоциация с Циклопом»- ребенок объясняет так: это когда один глаз на лбу;

«полба– ассоциация с пищей»- каша, суп молочный;

«лихо– ассоциация со злой мачехой».

4. Опора на жизненный опыт.

Например:

«мочи нет – сухо в горле, хочется побыстрей попить»;

«толоконный лоб– поп носит крестик; ничего не хотел делать и балдел».

5. Опора на контекст.

Например:

Неверное понимание слова:

«оброк – мешок с богатством, золотом;

«вареная полба – суп молочный, каша гречневая».

Верное понимание слова:

«ведомо– знал»;

«хоромы– дом».

6. Использование слов одной лексико-семантической группы.

Например:

«шлем– шапка»;

«холсты– ткань, полотно»;

«полба– каша»;

«кольчуга– одежда».

7. Опора на основной и второстепенный семантический компонент толкования слова в словаре.

Например:

«палица– дубина»;

«мочи нет– сил нет»;

«бранить– обзывать»;

«мочи нет – нет терпения сделать что-либо».

8. Опора на наглядность без которой почти невозможно ребенку объяснить значение многих устаревших слов, обозначающих более отдаленные от детей явления, предметы, действия в силу того, что они использовались в иные исторические времена.

Например:

«холсты– грубая льняная ткань, толстое полотно»;

«хоромы– большой дом, имеет много комнат, предназначен для богатых людей».

9. Замена устаревшего слова современным словом, добавляя описательные эпитеты.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Семья как основной воспитывающий социальный институт
Наибольшую защищенность от возможных негативных внешних воздействий ребенок ощущает в семье - элементарной частице человеческого общества, сложившейся и совершенствующейся в течение тысячелетий. Практика свидетельствует: ни один социальный институт, ни одна организация не способны в полной мере зам ...

Виды воспитательного процесса
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, ну ...

Уголок природы в старшей группе
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаютс ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru