В практической части выпускной квалификационной работы мы поставили цель: выявить особенности толкования устаревшей лексики старшими дошкольниками.
В ходе достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования:
На I этапе – констатирующий эксперимент (опрос детей);
На II этапе – анализ продуктов детской деятельности (рисунков, рассказов);
На III этапе – анкетирование родителей и педагогов.
Исследование проводилось в ДОУ № 6 г. Вологды в сентябре 2006г.
Участвовали в эксперименте – 10 детей подготовительной группы, в анкетировании: их родители и педагоги ДОУ.
Констатирующий эксперимент
На I этапе нашего исследования мы провели констатирующий эксперимент (опрос детей), который состоял из двух заданий.
Цель эксперимента: выяснить особенности толкования устаревших слов детьми.
Задание 1
Подготовка исследования
Подобрали русские народные сказки в соответствии с возрастом детей и наличием устаревших слов. Составили по каждой сказке словник, выяснив значение устаревшего слова по словарю В.И.Даля [Даль 2000]. Подобрали картинки, иллюстрации, соответствующие словарному материалу.
Проведение исследования
Исследование проводилось несколько дней с группой детей 6-7 лет и состояло из 4 серий.
Первая серия
Выяснили, какое толкование дети дадут словам без наглядной опоры. Им выразительно читали сказку А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде». Когда в тексте встречалось незнакомое устаревшее слово (толоконный лоб, полба, тягаться, оброк корячиться), мы останавливались и спрашивали по очереди детей: «Что обозначает это слово?». Ответы детей записывали, а затем объясняли слово по словарю и показывали картинку, иллюстрацию. Затем чтение продолжали.
Обработка данных 1-ой серии эксперимента
Полученные нами данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Толкование устаревших слов детьми в сказке А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»
Произведение |
Устаревшее слово |
Толкование по словарю |
Имена детей, участвующих в опросе | ||||
Лера Р. (6. 6 ) |
Рома М. (6. 6) |
Саша К. (6. 4) |
Сережа С. (6. 7 ) |
Маша К. (6. 8) | |||
А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» |
Толоконный лоб |
Дурак; толокно- мука из толченого овса |
злой |
Никогда не хотел работать и балдел |
Крестик носит |
Один глаз на лбу |
Лоб измазали толокном |
полба |
Разновидность пшеницы (вареная полба – каша из пшена) |
Рожки с котлетой |
Каша |
Каша рисовая |
Суп молочный с рисом |
Каша гречневая с сосиской | |
тягаться |
Пытать силы, перетягивая друг друга рука в руку, либо через палку; спорить и судиться за обиду, за имущество |
Это бой, когда не помириться |
Меня не догнать |
Значит меня не победить, не перегнать |
Соревноваться |
Чтобы за ним ходил | |
оброк |
Денежный или натуральный сбор, который брали с крестьян при крепостном праве |
Золота целый мешок |
Богатство |
Деньги |
Золото |
Мешок с золотом | |
корячиться |
Ходить на четвереньках |
Нагибается и идет потихоньку или ползет |
Прячется, чтобы не нашли его |
Прячется |
Боится |
Нагибается |
Еще о педагогике:
Результаты коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного
возраста с ФФНР
На заключительном, контрольном этапе, нами были проведены проверочные работы для оценки результатов примененного комплекса занятий. Детям предлагались для решения три сложные задачи на разностное сравнение: Задача 1. «За ужином дети съели 7 пирожков, после чего их осталось 11. На сколько больше пир ...
Новые достижения учёных в астрономии и физике и их применение в учебном
процессе с целью формирования целостного мировоззрения
Современные научные достижения говорят нам о том, что мир не такой, каким мы его себе представляем. Мы подробнее расскажем о некоторых достижениях, которые можно использовать в курсе астрономии и физики как дополнительную информацию, оформляющую Единый взгляд на Мир. В.Г. Судрин в своей книге «Рожд ...
Какие методы исследований применяются в педагогике
В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов. К ним относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передо ...