Особенности толкования устаревшей лексики

Страница 5

Проанализируем таблицу 4 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:

мочи нет: получено 7 ответов, при этом 1 ребенок (Оля Е. 6.0.) опирается на основной семантический компонент толкования слова в словаре – сил нет, сужая значение этого слова за счет добавления действия с помощью глагола идти: мочи нет идти;

1 ребенок (Лера С. 6.4.) при толковании опирается на жизненный опыт: сухо в горле, хочется попить побыстрей; можно предположить, что остальные 5 детей (Полина Б. 6.8., Вика С.6.6., Никита К. 6.0., Катя К. 6.1., Маша К. 6.8.) опираются и на контекст сказки, и на второстепенный семантический компонент толкования слова мочи нет в словаре – нет терпения сделать что-либо, кроме того, расширяют значение слова: не может терпеть, очень хочется пить.

То есть, почти все дети правильно толкуют значение данного слова.

ведомо: опрошено 7 детей, получено 5 ответов, 2 ребенка (Вика С. 6.6., Никита К. 6.0.) не знают значение слова, остальные 5 детей (Полина Б. 6.8., Катя К. 6.1., Маша К. 6.8., Оля Е. 6.0., Лера С. 6.4.) правильно понимают слово, опираются на контекст и на основной семантический компонент толкования слова ведомо в словаре - известно, знамо: знал, при этом 1 ребенок (Маша К. 6.8.) добавляет описание действию, которое будет произведено: козленочек знал, что ведьма утопит Аленушку.

То есть, можно сделать вывод о том, что большая часть детей правильно толкует значение данного слова.

хоромы: получено 7 ответов, из них 4 ребенка (Полина Б. 6.8., Вика С.6.6., Никита К. 6.0., Катя К. 6.1.) при толковании используют слова одной лексико-семантической группы – дом, при этом устаревшее слово хоромы они заменяют современным словом – дом, то есть у всех 4 детей наблюдается синонимичная замена слова и добавление описательных эпитетов: красивый, богатый, большой дом;

3 детей (Маша К. 6.8., Оля Е. 6.0., Лера С. 6.4.) при толковании устаревшего слова хоромы используют еще одно устаревшее слово: палаты, царский, царь.

То есть, дети понимают значение слова хоромы на основе контекста.

Проанализировав особенности толкования устаревших слов детьми, мы выяснили, что без наглядной опоры дети не могут дать правильное толкование многим словам. Особенности толкования слов детьми, полученные, в ходе исследования, совпадают с типичными особенностями толкования слов старшими дошкольниками, которые рассмотрены безотносительно к устаревшей лексике.

Задание 2

Подготовка исследования

Подобрали с учетом возраста детей незнакомую им репродукцию сюжетной картины В.М.Васнецова «Богатыри».

Составили словник устаревших слов, используя справочник В.И. Даля.

Проведение исследования

Эксперимент проводился с детьми 6-7 лет индивидуально.

Выясняли, какое толкование дети дадут словам: кольчуга, шлем, палица, колчан, богатырь.

Ребенку предлагалось посмотреть на картину, и затем спрашивали: «Что обозначает это слово?» Ответ записывали, а затем объясняли ребенку устаревшее слово по словарю.

Обработка данных

Ответы детей занесли в таблицу 5.

Таблица 5

Толкование устаревших слов детьми по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Произведение

Устаревшее

слово

Толкование

по словарю

Имена детей, участвующих в опросе

Оля Е.(6.0)

Саша К.(6. 4 )

Егор С.(6.1)

Сережа С.(6.7 )

Маша К.(6.8 )

Картина В.М. Васнецова «Богатыри»

Кольчуга

Старинный воинский

доспех в виде рубашки из металлических колец

Одежда в старину железная,

чтобы богатырей не убили

Железный костюм

Она защищает

тело богатырей, колется, если потрогать

Одежда для богатырей из железа

Металл, из которого сделан костюм для богатырей

Шлем

Военный

доспех, кроющий

голову

Шапка, через которую пуля

не пройдет

Шапка для

того, когда упадешь

голова была цела

Железная каска

Железная

шапка

Сделана из железного материала, чтобы не попали микробы в голову при битве

Палица

Дубина для обороны; как оружие с тяжелым или кованым набалдашником

Это дубинка

Палка на

конце с

шариком и колючками

Палка

с колючками

Палка, которой убивают врага, плохого человека

Палка, которой бьют того, кто хочет завладеть нашей землей

Колчан

Сумка, футляр для стрел

Сумка для ножей и стрел

Сумка

на ремне

для стрел

Мешочек на длинной веревке, висит на плече у богатыре

Сумка, в которую кладутся стрелы

Много оружия в ней хранится: стрелы, мечи для боя

Богатырь

Воин

Сильный человек, защищает всех наших людей

Очень сильный человек

Смелый, умный

Храбрый человек, защищает землю

Честный, умный, красивый, хороший человек

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Роль и место физкультурно-оздоровительной работы в школе
При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. В последние годы эта работа наряду со сложившимися ...

Механизмы формирования значения слова у детей младшего дошкольного возраста
Для правильного понимания толкования устаревшего слова старшими дошкольниками, рассмотрим различные точки зрения лингвистов и психолингвистов на процессы, происходящие в онтогенезе при освоении значения слова, его продуцирования ребенком. Исследования в этой области занимаются М.М. Кольцова, Р.М. Ф ...

Зарисовки и наброски в педагогическом рисовании
В педагогической деятельности преподавателя изобразительного искусства важна роль наброска. Учитель, постоянно выполняя на виду у всего класса различные рисунки, иллюстрирует ими свое объяснение, показывает дох работы с натуры или рисование на темы и т.п. отличительными чертами таких педагогических ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru