Особенности толкования устаревшей лексики

Страница 4

Проанализируем таблицу 3 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:

журить: получено 7 ответов, из них 2 ребенка (Оля Е. 6.0., Катя К. 6.1.) опираются на основной семантический компонент толкования слова журить в словаре - бранить: обзывают;

5 детей (Маша К. 6.8., Лера С. 6.4., Вика С. 6.6., Полина Б. 6.8., Никита К. 6.0.) опираются на второстепенный семантический компонент толкования слова журить в словаре – гонять: толкают, бьют; отдыхать не дают; много работы дают, при этом Маша К.(6.8.) и Лера С.(6.4.) при толковании описывают состояние действия персонажа сказки.

То есть, все дети понимают правильно значение слова, используя при этом замену слова журить синонимами, близкими к толкованию слова по словарю.

холсты: получено 7 ответов, практически все 7 детей на наглядной основе опираются при толковании на слова одной лексико-семантической группы – ткань, полотно, при этом 2 ребенка (Вика С. 6.6., Маша К. 6.8.) дают описание цвета этой ткани и процесса изготовления холста: шьют из ниток; ткань из белых ниток; а 3 детей (Полина Б. 6.8., Никита К. 6.0., Катя К. 6.1.) добавляют, что ткань завернута в трубочки, коврики: трубы из ткани, коврики завернутые, т.е. дети лишь увидев на иллюстрации, смогли объяснить, что холсты – это ткань, причем только 1 ребенок (Оля Е. 6.0.) назвал их полотном, но состав и качество этой ткани, данное в толковом словаре, дети не знают (грубая льняная или конопляная ткань, толстое полотно).

То есть слово холсты дети понимают только при опоре на наглядность.

лихо: получено 7 ответов, из них 5 детей (Оля Е. 6.0., Маша К. 6.8., Лера С.6.4., Катя К. 6.1., Никита К. 6.0.) дают при толковании антонимичные ответы, противоположные значению устаревшего слова лихо по словарю: любили друг друга, не знала горя и зла;

1 ребенок (Полина Б. 6.8.) идеализирует героиню – Хаврошечку и дает ей положительную характеристику: знала как делать работу по дому, а дочкам мачехи дает отрицательную характеристику: не знали как делать работу по дому, и дает устаревшему слову на основании этого подобное толкование;

для того, чтобы понять высказывание еще 1 ребенка (Вика С. 6.6.), мы можем предположить, что мачеху она ассоциирует со злом, которое та принесла Хаврошечке, в результате ребенок опирается на основной семантический компонент толкования слова лихо в словаре – зло.

То есть из сказанного выше можно сделать вывод, что значение слова лихо дети вообще не знают.

Четвертая серия

Ход исследования аналогичный предыдущим. Читали русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Выясняли, какое толкование дети дадут словам: мочи нет, ведомо, хоромы.

Обработка данных 4-ой серии эксперимента

Полученные нами данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Толкование устаревших слов детьми в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Произведение

Устаревшее

слово

Толкование по словарю

Имена детей, участвующих в опросе

Оля Е.(6.0.)

Маша К.(6.8.)

Лера С.(6.4.)

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Мочи нет

Нет сил, терпенья сделать что-либо

Силы нет идти

Не может терпеть, очень хочет пить

Сухо в горле, хочется воды попить побыстрей

Ведомо

Известно; знамо; вестимо; само собой, разумеется; конечно так, бесспорно

Знал

Козленочек знал, что ведьма утопит Аленушку.

Все знал

Хоромы

Большой дом с множеством комнат для богатых людей

Палаты, много комнат

Царский дом

Дом, где царь живет

Вика С.(6. 6)

Полина Б.(6.8)

Никита К.(6.0)

Катя К(6.1 )

Мочи нет

Нет сил, терпенья сделать что-либо

Жарко, колодец далеко, пить хочется

Хочется попить

Не терпится козленочку, пить хочется сильно

Терпеть не может, захотел пить

Ведомо

Известно; знамо; вестимо; само собой, разумеется; конечно так, бесспорно

Знал козленочек

Знал, что с Аленушкой ведьма сделала

Хоромы

Большой дом с множеством комнат для богатых людей

Дом, где жила Аленушка с женихом

Дом большой и богатый

Большой красивый дом для Аленушки, ее братца и купца

Дом большой

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Общие сведения о базе практики
10 февраля 1919 года был открыт Кубанский политехнический институт, а позже на базе агрономического факультета — Кубанский сельскохозяйственный институт, первым ректором которого стал М. Е. Подтягин. В 1922 году вуз получил юридическую самостоятельность, и в том же году состоялся первый выпуск агро ...

Гуманизация образования: основные направления
Ускорение развития является существенной и специфичной чертой всего общественного процесса. Система образования в этом смысле не исключение. Инновационные процессы, объединяющие создание, освоение и применение педагогических новшеств, в силу такого единства способны значительно ускорить процессы об ...

Уголок природы в старшей группе
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаютс ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru