Можно применить панорамную методику и в физико-математических классах, где курсу отводится 34 часа. Это более предпочтительный вариант, так как на отработку каждой темы время увеличивается вдвое (как и должно быть), есть возможность решать задачи, проводить лабораторные работы, вести наблюдения, обсудить на глубоком уровне многие вопросы. Здесь можно построить курс астрономии по-другому, в начале каждой темы или раздела совершая экскурс- панораму. В этом случае не нарушится строй изучения существующих сейчас учебников, а школьники легко будут ориентироваться в каждой теме. Учебные занятия можно проводить и по бинарной структуре:
Теоретическая часть (проблемное изложение материала);
Практическая часть (деловая игра, тренинг, клуб, дискуссия и т.д.)
Существенным мы считаем перенос изучения темы «Строение и эволюция Вселенной» на начало года наряду с общими вопросами астрономии, так как освещение этой темой всего курса позволит заинтересовать астрономией большее число старшеклассников, уделить больше внимания проблемам генезиса человечества и Вселенной в пространстве звёзд и их местоположений. Также нужно выделить значимую роль изучения интегрированного курса «Физика и астрономия» в 7-9 классах школы, что восстанавливает непрерывность естественнонаучного образования. «Физика – это лаборатория космоса», - говорят учителя, а значит, неотделима от науки о Вселенной. По возможности также нужно привлекать учителей астрономии к осваиванию курса по сети интернет, что в ряде тем (например, строение Солнца, гравитационное линзирование, современные методы исследования Вселенной, метагалактика и другие галактики и др.) приводит к лучшему усвоению материала, к пониманию сущности материала и возможности дальнейшего самообразования в данной области.
Касаясь вопросов изучения астрономии во внеурочное время, мы огромное внимание уделяем синтезу психологии и астрономии в клубной деятельности. Если психология дает возможность изучения человека на микро и макро уровнях, то астрономия – изучение человека как частицы Макрокосма (Вселенной), т.о. происходит осознание себя как творителя мира и мышления. За астрономией – будущее. Вовсе не факт, что человечество останется технократической цивилизацией, Следует отметить, что духовный путь развития человечества – стремление к Истине и Любви – значит Движение в будущее, в осознание себя целостными миронесущими людьми. А для этого нужно новое мировоззрение.
Всё равно между собой, ибо все едино, соединяясь невидимой нитью. Приобретение подобного мировосприятия — большой труд и для взрослого и для ребёнка. Но единственно возможный путь для этого достижения — сделать ум сердечным, а сердце умным . Заложить в ребенка внутреннюю сущность Человека, его характера и искусство мышления, дать понимание природы вещей, законов бытия Космоса и человека и есть формирование Целостного мировоззрения. Задача учителя - распознать способности ученика и открыть перед ним путь.
Главной целью разработанного экспериментального курса «астрономия и психология», изучаемого в рамках клубно-факультативной деятельности, является не выдача школьникам большого объема информации, но привлечение их в процесс творческого познавания ''струн собственной души'', через приобретение привычки размышлять, чётко формулировать вопросы, особенно астрономического характера, через установление открытых, доверительных взаимоотношений с учителем. Учитель астрономии должен стать тем человеком, который окажет первую помощь в осмыслении мироздания и себя самого.
Говоря другими словами, курс преследует следующие цели:
Формировать целостное мировоззрение;
воспитывать духовно-нравственные качества, (воспитывать учащихся по принципу: «Не стать лучше других, а стать лучше себя вчерашнего»);
способствовать пониманию окружающего Мира и места Человека в нём;
развивать чувствознание (сделать ум сердечным, а сердце умным).
Основными задачами уроков этого курса должны стать:
научить ребят всматриваться в мир, в людей, которые рядом, и понимать происходящее,
Еще о педагогике:
Понятие оценивания в образовании
«Оценка – это правильное кровообращение без неё неизбежны застои и болезненные явления». Н. Островский. Много проблем существует в образовательном процессе, но самая главная из них - это оценивание учащихся. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим р ...
Методика исследования словообразования глаголов
Методика исследования направлена на исследование словообразования глаголов дошкольниками с общим недоразвитием речи в импрессивной и экспрессивной речи по сравнению со сверстниками без речевой патологии. Методика исследования составлялась с учетом особенностей словообразования глаголов, и направлен ...
Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
Четвертый год жизни – ответственный период в формировании игровой деятельности, принципиально новый этап в ее развитии. Изменяется психологическая характеристика игры: ее содержание создает базу для общения и совместных действий детей. Для них становятся интересными не только особенности и назначен ...