Психолого-педагогическая деятельность. Психолого-педагогический анализ урока

Статьи о педагогике » Психолого-педагогическая деятельность в ВУЗе » Психолого-педагогическая деятельность. Психолого-педагогический анализ урока

Страница 1

Урок литературы, который я посетила, проводился для студентов факультета ««Преподавание в начальных классах». Преподаватель Лаптиева Л.Н. имеет большой педагогический опыт и пользуется заслуженным уважением студентов.

Тема урока: «Возможно ли возрождение человека, совершившего преступление?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Цель урока: путем анализа различных эпизодов романа, проследить за развитием судьбы Родиона Раскольникова от его нравственного падения до духовного возрождения.

Задачи:

Образовательная:

заставить студентов задуматься над тем, почему в романе большая часть повествования отведена описанию не совершенного преступления, а душевным мукам Раскольникова;

знакомство с особенностями психологического мастерства писателя.

Развивающая:

- совершенствование навыков анализа эпизода.

анализ эпизода как приём раскрытия психологического мастерства Достоевского.

Воспитывающая:

Подведение учащихся к мысли о разрушающем воздействии на человека идеи о сверхчеловеке, идеи о вседозволенности.

Ход урока.

Организационный этап. Педагог приветствует студентов, отмечает присутствующих, подготавливает учащихся к работе. Этот этап не занимает много времени, но очень важен для мобилизации внимания студентов и внутренней готовности к проверке знаний, полученных на предыдущем уроке и изучению нового материала.

Задача второго этапа урока - установить правильность и осознанность усвоенных на предыдущем занятии знаний. Педагог никого не вызывает к доске, а понемногу опрашивает всю группу. Если студент затрудняется с ответом, педагог предлагает другим помочь ему с формулировками, что-то добавить, высказать свою точку зрения, сам помогает и направляет ход мыслей студентов. Таким образом, за пять – семь минут, учащиеся вспомнили, обсудили и обобщили материал предыдущего урока. Этот этап является очень важным, так как повторение пройденного готовит студентов к изучению новой темы. Исходя из полученных студентами ответов, преподаватель ставит перед студентами новые вопросы, плавно подводя их к теме сегодняшнего урока. Этот прием очень эффективен и значителен для понимания идеи романа, так как он позволяет ученикам изучать произведение не просто отдельными эпизодами, а воспринимать его целостную идею, проникнуть в суть проблемы, описываемой в произведении.

Преподаватель сообщает тему сегодняшнего урока. Задача этого этапа -организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Преподаватель ведет себя активно, постоянно удерживая внимания учеников на изучаемой проблеме. Кроме того, он стимулирует мыслительную деятельность учащихся, используя метод эвристической беседы. Преподаватель задает вопросы студентам, внимательно выслушивает различные точки зрения, подводит студентов к важным выводам, которые они формулируют сами, преподаватель лишь направляет мысли студентов в нужное русло. Это похоже на детскую игру «тепло-холодно». И в результате получают удовольствие от того, что они сами нашли ответы на казалось бы сложные вопросы. Применяемые преподавателем методы проблемного обучения очень эффективны, так как позволяют студенту не просто получить готовые ответы, а самому решить проблему, рассмотреть все ее стороны, проанализировать. Знания, полученные таким образом прочны и надежны. В результате у учеников появляется конкретное представление об изучаемом и глубокое осознание идеи изучаемой проблемы.

Время от времени преподаватель акцентирует внимание студентов на каких-то важных фактах: «А вот здесь давайте поподробнее», «Это очень важно, давайте запишем». Таким образом, он обращает внимание студентов на какие-то значимые, ключевые факты, являющиеся ключом к разрешению какого-либо вопроса, проблемы. Это способствует выработке у учащихся умения выделять главные мысли, существенные стороны изучаемого материала, учит их мыслить аналитически, составляя из отдельных эпизодов целостную картину.

Нужно отметить, что учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, задаваемых педагогом, не стесняются выражать свои мысли. Педагог же поощряет такую активность одобряющими фразами: «Молодец», «Правильно», «Да, именно так» и т.д. Это способствует внутреннему раскрепощению студентов, никто не чувствует себя лишним, студентам очень приятно осознавать, что их мнение значимо, что они могут увидеть какие-то скрытые закономерности и факты, а значит, способны мыслить глубоко и серьезно. Студенты ведут себя дисциплинированно, так как все включены в работу и не отвлекаются.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Государственная итоговая аттестация учащихся
Стандарт на организацию и проведение мониторинга учебных достижений как раз и задает единые требования к организации и проведению мониторинговых обследований, организационно-методическому и материально-техническому обеспечению процедур контроля учебных достижений, использованию статистически обосно ...

Нравственное воспитание как приоритетное направление в педагогике
В настоящее время становится все более очевидным существование неразрывной связи между общественным и государственным благополучием и психологическим благополучием народа. По мировой статистике Республика Беларусь, как ни странно, – в числе лидеров по убийствам и суициду, по курению, по алкоголизму ...

Уголок природы в средней группе
В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru