Гипотеза будет изменена!!
В начале исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: театрализованные игры будут являться средством эффективного развития лидерских качеств детей подросткового возраста при условиях:
ненасильственность общения;
положительный характер обратной связи;
неконкурентный характер общения;
принцип «здесь и сейчас»;
доверительность в общении;
обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.
Для эмпирического этапа исследования мы поставили следующие задачи:
1. Выявить исходный уровень развития лидерских качеств детей подросткового возраста.
2. Подобрать и апробировать сценарии мероприятий театрализованных игр, направленных на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.
3. Выявить эффективность подобранных мероприятий театрализованных игр направленных на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.
Исследовательская работа проводилась в МПК Энтузиаст с детьми подросткового возраста. Количество испытуемых – 16 человек. Эмпирическое исследование было организовано в соответствии с поставленными задачами и намеченными этапами работы. Сроки другие!!У вас что этап три дня длился формирующий!!
Констатирующий этап проходил с 21.03.11 по 22.03.11
Формирующий этап проходил с 23.03.11 по 24.03.11
Контрольный этап проходил с 24.03.11 по 25.03.11
В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы эмпирического исследования: наблюдение, методика самооценки: тест «Я-лидер» (Е.И. Тихомирова), социометрия (Дж. Морено).
Цель первого констатирующего этапа – выявить исходный уровень развития лидерских качеств детей подросткового возраста.
Наблюдение
В ходе констатирующего этапа эксперимента нами было использовано наблюдение, которое проводилось в естественных условиях, в течение 3 дней и носило невключенный характер. Мы отмечали проявления лидерских качеств у детей подросткового возраста на уроках. Результаты исследования были занесены в протоколы, где отражались индивидуальные показатели развития лидерских качеств детей подросткового возраста. Данные в обобщенном виде представлены в протоколах исследования (приложение 1, 2). Для определения уровня развития лидерских качеств у детей подросткового возраста, нами были использованы критерии и показатели, предложенные Е.И. Тихомировой.
При процедуре обработке данных, по протоколам наблюдения, определялся качественный показатель развития лидерских качеств детей подросткового возраста, а также количественный.
Таблица 1
Критерии и показатели лидерских качеств
Критерии лидерских качеств |
Показатели |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Коммуникабельность |
Имеет много друзей – сверстников, получает удовольствие от общения с ними |
Имеет много друзей |
3 |
Имеет мало друзей |
2 | ||
Не имеет друзей |
1 | ||
Участвует в делах класса, школы; любит коллективные игры |
Активно участвует |
3 | |
Участвует в зависимости от ситуации |
2 | ||
Редко участвует |
1 | ||
Легко общается со взрослым |
Легко общается со взрослыми |
3 | |
Общается со взрослым в зависимости от ситуации |
2 | ||
Испытывает затруднение |
1 | ||
Творческий потенциал |
Любит искать и пробовать новое |
Любит искать и пробовать новое |
3 |
Ищет и пробует с помощью взрослых |
2 | ||
Не любит искать и пробовать новое |
1 | ||
Готов к выдвижению идей, предложений |
Готов к выдвижению идей, предложений |
3 | |
Выдвигает идеи и предложения с помощью взрослых |
2 | ||
Не готов |
1 | ||
Умеет генерировать идеи |
Самостоятельно умеет генерировать идеи |
3 | |
Генерирует идеи с помощью взрослых |
2 | ||
Не способен |
1 | ||
Активность |
Умение действовать энергично |
Действует энергично |
3 |
Действует энергично в зависимости от ситуации |
2 | ||
Пассивен |
1 | ||
Знает как преодолеть трудности |
Знает как преодолеть трудности |
3 | |
Преодолевает трудности в зависимости от ситуации |
2 | ||
Не знает |
1 | ||
Проявляет настойчивость при решении проблемы |
Проявляет настойчивость при решении проблемы |
3 | |
Частично проявляет настойчивость при решении проблемы |
2 | ||
Не проявляет |
1 | ||
Организаторские способности |
Самостоятельно организовывает мероприятия |
Умеет самостоятельно организовывать мероприятия |
3 |
Организовывает мероприятия с помощью взрослых |
2 | ||
Не умеет |
1 | ||
Стимулирует работу своих товарищей |
Всегда стимулирует работу своих товарищей |
3 | |
Стимулирует работу своих товарищей в зависимости от ситуации |
2 | ||
Не умеет |
1 | ||
Тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей |
Всегда тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей |
3 | |
Не всегда тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей |
2 | ||
Не осуществляет |
1 |
Еще о педагогике:
Понятие пространственного мышления
Прежде, чем говорить о пространственном мышлении и его сущности, необходимо понять что же такое мышление, какие его виды бывают каковы их особенности. Известный советский психолог А. Н. Леонтьев обоснованно считал, что "жизненный, правдивый подход к воспитанию - это такой подход к отдельным во ...
Использование дидактических игр во внеурочное время с младшими школьниками
с нарушениями слуха
Трудности спонтанного развития игровой деятельности детй с нарушением слуха обуславливают необходимость специального методического руководства. При правильном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушениями слуха. Через формир ...
Национальная специфика речевого этикета
Речевой этикет – важный элемент каждой национальной культуры. В языке, речевом поведении, устойчивых формулах общения отложился богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа. А это бесконечно ценно. И. Эренбург оставил такое интересное свидетельство: «Евро ...