Методика формирования мировоззрения при обучении астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Методика формирования мировоззрения при обучении астрономии

Страница 4

Урок №4. Солнце и звёзды. (Это последний в цикле урок-панорама)

Вначале (на перемене перед уроком) организуются выставки-музеи, потом ученики представляют их в двух-трёх словах, после чего заключительный урок-панорама продолжает обзор новых понятий. (Такой метод работы позволяет включить в постижение нового любого школьника, а сознательный отбор материалов к выставке на подсознательном уровне оставит информацию об изучаемом предмете)

Основные понятия: Солнце – ближайшая звезда. Энергия и температура Солнца. Состав и строение его. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и жизнь Земли. Расстояние до звёзд. Характеристики излучения. Диаграмма «спектр-светимость». Масса и размеры звезд. Двойные звезды. Физические переменные. Новые, сверхновые звезды.

Рекомендуемая литература и средства обучения: основным считаем материалы учебников Д.А. Воронцова-Вельяминова, Е.П. Левитана, а дополнительными источниками - фильмы «Свет Солнца», «Жизнь и смерть звезды», диск RedShift, энциклопедии и журнал «Звездочет». Старшеклассникам в конце урока предлагается заполнить «корзину проблемных вопросов». Каждому раздаётся лист, на котором ученик (не подписывая фамилии по-желанию) пишет те вопросы по астрономии, которые 1) в процессе панорамы оказались наиболее непонятными и сложными (эти вопросы учитель, не спрашивая учеников, должен пояснить сам на следующих занятиях), 2) очень интересны и значимы (этим темам на уроках будет уделено внимание), 3) понятны и уже усвоены (происходит первичная диагностика того, насколько, с точки зрения школьников, усвоен материал, чтобы на самостоятельных работах на уроке проверить усвоение данных тем окончательно). Список вопросов «Корзины» может меняться, в зависимости от психологического климата в классе и от других причин. Работая для развития школьника, для открытия ему богатого мира астрономии, для его совершенствования, учитель должен уметь чувствовать, что нужно именно этим Детям.

Домашнее задание: параграфы по В.-В.: 21-24, по Л.: 18-27; упражнения 17 №1,2 и 19 №1; изучить схему строения Солнца и других звёзд, а также диаграмму «спектр - светимость».

Урок № 5. Практические основы астрономии.

Обобщаются понятия методов исследования в астрономии, устройства телескопов, решается ряд задач, придуманных учениками, на определение положения светила (по ПКЗН и по формулам), решаются задачи по определению положения Солнца на эклиптике. Можно провести урок-портрет созвездий или учебную мозговую атаку.

Домашнее задание зависит от степени понимания материала учениками. Учитывая продолжительность курса, мы делаем акцент на формировании астрономических понятий, понимании старшеклассником единства происходящих явлений в космосе. Далее в этом разделе мы будем приводить творческие задания, частично описанные нами в других главах. Определить созвездия, видимые сегодня ночью и др.

Урок №6. Практические основы астрономии.

Обобщаются понятия о летоисчислении, определении времени в определённой точке Земли. Обсуждаются вопросы смены фаз Луны, определяются условия протекания Солнечных и лунных затмений. При возможности используются электронные учебники, энциклопедии, интернет.

Домашнее задание: Представить затмение Солнца на Юпитере. Подумать, как часто оно происходит на этой планете. Придумать 10 контрольных вопросов с ответами по пройденной теме (написать их на 2-х листах, отдельно вопросы и ответы).

Урок № 7. Строение Солнечной системы ( и эволюция Вселенной)

После проверки домашнего задания проводятся дискуссионные качели по вопросу устройства мира и строения Солнечной системы. Класс делится на 2 группы – сторонники гео- и гелиоцентрических моделей. Сами дают себе имена (учёных и мыслителей),таким образом приобретая навыки эмпатии, умения спорить, отстаивать свою точку зрения. Задача групп – отстоять выдвинутую теорию (принимая облик учёного, невзирая на собственные позиции). Игра - дискуссия через определённое время совершает временные и личностные метаморфозы. Ученики в разгаре спора должны ''поменяться ролями'' и продолжать далее отстаивать точку зрения тех, ''в чьем теле'' они находятся. Время течет дискретно: 1-2 тыс. до н.э., 6 в. до н.э.-2 в. до н.э., 3-14 вв. н.э., 15-18 вв. н.э., 19-20 вв. н.э. Обсуждаются вопросы движения планет, представлений о мироустройстве, множественности миров (о чём писал ещё Джордано Бруно), теории возникновения Вселенной, повторяются законы небесной механики (конфигурации планет, движение ИСЗ и космических аппаратов). Обобщаются понятия эволюционности развития Вселенной. Решение 2-3 задач на применение законов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще о педагогике:

Факторы, влияющие на становление личности ребенка
На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор— движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов). К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и др ...

Меры по предупреждению эмоциональных и речевых нарушений у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка
Как уже было неоднократно отмечено выше, отсутствие или слабость ранних вокализаций, неполноценность стадий гуканья, гуления и лепета, отсутствие привязанности к взрослому у депривированных детей на первом году жизни влекут за собой устойчивые дизонтогенетические нарушения речевого и эмоционального ...

Подходы к оцениванию в разных системах образования
Великобритания. Большинство колледжей и университетов в Великобритании, также как начальные и средние школы, используют буквенную систему для оценки успеваемости. В этой системе, А означает "отлично", B - "хорошо", C - "удовлетворительно", D - "плохо" и F - & ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru