Методика формирования мировоззрения при обучении астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Методика формирования мировоззрения при обучении астрономии

Страница 4

Урок №4. Солнце и звёзды. (Это последний в цикле урок-панорама)

Вначале (на перемене перед уроком) организуются выставки-музеи, потом ученики представляют их в двух-трёх словах, после чего заключительный урок-панорама продолжает обзор новых понятий. (Такой метод работы позволяет включить в постижение нового любого школьника, а сознательный отбор материалов к выставке на подсознательном уровне оставит информацию об изучаемом предмете)

Основные понятия: Солнце – ближайшая звезда. Энергия и температура Солнца. Состав и строение его. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и жизнь Земли. Расстояние до звёзд. Характеристики излучения. Диаграмма «спектр-светимость». Масса и размеры звезд. Двойные звезды. Физические переменные. Новые, сверхновые звезды.

Рекомендуемая литература и средства обучения: основным считаем материалы учебников Д.А. Воронцова-Вельяминова, Е.П. Левитана, а дополнительными источниками - фильмы «Свет Солнца», «Жизнь и смерть звезды», диск RedShift, энциклопедии и журнал «Звездочет». Старшеклассникам в конце урока предлагается заполнить «корзину проблемных вопросов». Каждому раздаётся лист, на котором ученик (не подписывая фамилии по-желанию) пишет те вопросы по астрономии, которые 1) в процессе панорамы оказались наиболее непонятными и сложными (эти вопросы учитель, не спрашивая учеников, должен пояснить сам на следующих занятиях), 2) очень интересны и значимы (этим темам на уроках будет уделено внимание), 3) понятны и уже усвоены (происходит первичная диагностика того, насколько, с точки зрения школьников, усвоен материал, чтобы на самостоятельных работах на уроке проверить усвоение данных тем окончательно). Список вопросов «Корзины» может меняться, в зависимости от психологического климата в классе и от других причин. Работая для развития школьника, для открытия ему богатого мира астрономии, для его совершенствования, учитель должен уметь чувствовать, что нужно именно этим Детям.

Домашнее задание: параграфы по В.-В.: 21-24, по Л.: 18-27; упражнения 17 №1,2 и 19 №1; изучить схему строения Солнца и других звёзд, а также диаграмму «спектр - светимость».

Урок № 5. Практические основы астрономии.

Обобщаются понятия методов исследования в астрономии, устройства телескопов, решается ряд задач, придуманных учениками, на определение положения светила (по ПКЗН и по формулам), решаются задачи по определению положения Солнца на эклиптике. Можно провести урок-портрет созвездий или учебную мозговую атаку.

Домашнее задание зависит от степени понимания материала учениками. Учитывая продолжительность курса, мы делаем акцент на формировании астрономических понятий, понимании старшеклассником единства происходящих явлений в космосе. Далее в этом разделе мы будем приводить творческие задания, частично описанные нами в других главах. Определить созвездия, видимые сегодня ночью и др.

Урок №6. Практические основы астрономии.

Обобщаются понятия о летоисчислении, определении времени в определённой точке Земли. Обсуждаются вопросы смены фаз Луны, определяются условия протекания Солнечных и лунных затмений. При возможности используются электронные учебники, энциклопедии, интернет.

Домашнее задание: Представить затмение Солнца на Юпитере. Подумать, как часто оно происходит на этой планете. Придумать 10 контрольных вопросов с ответами по пройденной теме (написать их на 2-х листах, отдельно вопросы и ответы).

Урок № 7. Строение Солнечной системы ( и эволюция Вселенной)

После проверки домашнего задания проводятся дискуссионные качели по вопросу устройства мира и строения Солнечной системы. Класс делится на 2 группы – сторонники гео- и гелиоцентрических моделей. Сами дают себе имена (учёных и мыслителей),таким образом приобретая навыки эмпатии, умения спорить, отстаивать свою точку зрения. Задача групп – отстоять выдвинутую теорию (принимая облик учёного, невзирая на собственные позиции). Игра - дискуссия через определённое время совершает временные и личностные метаморфозы. Ученики в разгаре спора должны ''поменяться ролями'' и продолжать далее отстаивать точку зрения тех, ''в чьем теле'' они находятся. Время течет дискретно: 1-2 тыс. до н.э., 6 в. до н.э.-2 в. до н.э., 3-14 вв. н.э., 15-18 вв. н.э., 19-20 вв. н.э. Обсуждаются вопросы движения планет, представлений о мироустройстве, множественности миров (о чём писал ещё Джордано Бруно), теории возникновения Вселенной, повторяются законы небесной механики (конфигурации планет, движение ИСЗ и космических аппаратов). Обобщаются понятия эволюционности развития Вселенной. Решение 2-3 задач на применение законов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще о педагогике:

Школьный балл - проблемы и решения
Исторический анализ показал, что зачастую под отметкой в российском образовании понималась оценка и наоборот. Однако шкала отметок более жестка, формализована. Ее главная задача установить уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной программы, образовательного стандарта. Она ...

Модель творческого педагога на современном этапе
В этой работе, моделируя личность творческого педагога, я положу в основу теорию коллективного творческого воспитания, о которой мы так много слышали, много читали и так мало используем на практике. Какими же личными качествами должен обладать творческий педагог? Где много детей, там должен быть де ...

Взаимодействие пользователя с операционной системой
Момент, с которого пользователю можно будет начать работать, определяется загружаемой операционной системой. Например, ОС Windows XP загружает на экране монитора Рабочий стол (рис. 2.14). На Рабочем столе размещаются некоторые элементы (объекты) пользовательского интерфейса. Пользовательский интерф ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru