Методика формирования мировоззрения при обучении астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Методика формирования мировоззрения при обучении астрономии

Страница 7

обратить внимание ребят на основные принципы Мироздания: взаимосвязь всего сущего в природе, бесконечность Жизни, разума, Красоты.

предоставление возможности каждому проявить, выразить себя и своё отношение к окружающему миру (помочь или научить это сделать при отсутствии умения);

развить восприимчивость, качество внимания учеников,

развитие единства между учителем и детьми, установление взаимного доверия;

Данный проект – разработка клубных занятий со старшеклассниками (14-15-16-17 лет), поскольку на это время приходится становление мировоззрения и формируются основные черты личности. Следовательно, в данный момент необходимо обращать особое внимание на воспитание духовности как способности человека воспринимать себя как личность и часть Вселенной. Комплекс занятий рассчитан на 2 года (9-10классы), если составляющие части курса закрепляются занятиями – играми и тренингами. Иначе курс может быть пройден за год (10 класс). Занятия могут проводиться один раз в неделю в форме клуба общения. При желании старшеклассников можно встречаться и два раза в неделю.

Вводное занятие «Знакомство» с ребятами.

Игра «Наша Вселенная» - создаём свой мир, в котором будем жить, обговариваем законы, правила и обязанности каждого. На ватманском листе создаём вместе образ нашего мира, где каждый участник помещает свой логотип (свои имя, символ, девиз и любимое число). В это время могут звучать музыка (инструментальные произведения на космические мотивы) и (или) миниатюры из «Маленького принца», «Чайки по имени Джонатан Ливингстон», легенды народов мира и т.д. Далее обговариваются символ клуба и его название, разрабатывается собственная эмблема. Домашнее задание: принести книгу (журнал) – то что интересно по астрономии, уже прочитанную или ещё нет.

Эти загадочные созвездия. (Звездные узоры Музы неба. Небесная книга легенд и мифов. Казусы истории. Современные названия созвездий) /занятия 1 и 2 можно поменять местами в зависимости от класса и вариантов похода в вуз/

Организация выставки (см. выше в программе уроков), цель которой - познакомить ребят с литературой, в которой можно узнать много увлекательного и интересного, чтобы оформить свой взгляд на мир. Составление карты звёздного неба из картинок, работа с картой, первые заметки о звёздах на небе «своего мира», игровые тесты- повторения. В качестве анализа занятия (и последующих) можно предложить «листок настроений» (радуга): К: очень понравилось, узнал много познавательного об окружающем мире, себе и других, общение пошло на пользу (чему именно….); О: было хорошо, заинтересовался этими вопросами; Ж: прекрасно провёл время, пообщался; З: мне было важно это узнать, настроение поправилось; Г: это я и так знал, нет желания с кем-то взаимодействовать; С: тревожно, искал спокойствия, материал так себе; Ф: это меня не волнует, не интересует, не интересно в этой группе. «Радуга» учитывает степень комфортности старшеклассника в группе и степень заинтересованности (полезности) им обсуждаемыми на занятии вопросами.

Предлагаемая нами методика «5 пальцев» позволяет отследить новообразования в личностно-мировоззренческой сфере ребят. На руке 5 пальцев, каждый отвечает за свой круг вопросов: большой – «больше всего мне понравилось (не ), запомнилось, оказалось полезным для »; указательный – задаёт направление в будущих занятиях: «чего хочу далее – углубление в тему, повторение , на что обратить внимание»; средний – «что на занятии для меня…., для других ., для нас оказалось самым главным»; безымянный – новообразования внутреннего «Я»: «что я открыл в себе»; мизинец – умение подводить итог: «я теперь могу .». После этого занятия каждому вручаются сюрпризы-символы (именные) с цитатами из книг.

Экскурсия в университет (библиотеку, кабинет астрофизики, лаборатории по физике, знакомство с оборудованием и просмотр астрономических журналов). Беседа об увиденном, мозговой штурм самых интересных и актуальных вопросов, (панорамное изложение материала) показ плана занятий и его совместное редактирование и принятие.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще о педагогике:

Профессионализм и профессиональная компетентность
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая ...

Динамика чтения
Возможно, вы уже знаете людей, которые могут прочитать за несколько минут газету и в течение какого-нибудь часа не только бегло просмотреть целую книгу, но и усвоить ее содержание. Вы, вероятно, подумали, что эти люди обладают такой врожденной способностью, а у вас ее нет. В действительности же быс ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы
Общепризнано, что дети развиваются в процессе роста. Однако понимание закономерностей, по которым происходит это развитие, нередко носит ошибочный характер. На протяжении многих лет некоторые авторы придерживались той точки зрения, что все свойства, характеризующие взрослого человека, заложены уже ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru