Роль взрослого в работе с детьми раннего возраста, воспитывающимися в условиях дома ребенка

Статьи о педагогике » Предупреждение и преодоление депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей раннего возраста » Роль взрослого в работе с детьми раннего возраста, воспитывающимися в условиях дома ребенка

Предметная среда, окружающая ребенка, даже организованная самым наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на его развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевляет окружающую среду, делает ее понятной и доступной для малыша.

Окружающие взрослые должны максимально использовать присущую раннему возрасту пластичность центральной нервной системы, способность к компенсации нарушенных функций для преодоления имеющихся у ребенка проблем. Только взрослые (будь то воспитатели, няни, логопеды, медицинские работники), окружающие воспитанников дома ребенка, ответственны за то, насколько гармонично организована окружающая предметная и социально-коммуникативная среда, правильно выбраны методы развития познавательной деятельности ребенка, его речевой функции, эмоционального мира с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

Огромное значение при работе с воспитанниками домов ребенка, имеют личные качества людей, воспитывающих их, поскольку взаимоотношения в период раннего детства носят чрезвычайно интимный характер. Работа с данной категорией детей требует от взрослого исключительной чуткости, умения почувствовать его потребности, желания и переживания.

Особые требования предъявляются к речи взрослых. Она должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время общения ребенок мог видеть как движения губ, так и тот объект, о котором идет речь.

Логопедическая помощь по отношению к детям раннего возраста (особенно второго года жизни) очень часто является косвенной, то есть направлена не непосредственно на ребенка, а на людей, окружающих его. Для устранения небольшой задержки речевого развития воспитанников домов ребенка нередко достаточно грамотно проинструктировать персонал, подчеркнув важность постоянного эмоционального общения с ребенком во время игр, режимных моментов.

Однако, большинство детей домов ребенка в связи с наличием мозговых расстройств, нуждается в прямой логопедической помощи. Но и в этой ситуации персонал домов ребенка – воспитатели, няни, проводящие с детьми большую часть времени, играют не менее важную роль, нежели логопед. Они должны получить развернутую консультативную помощь, позволяющую понять, каким образом организовывать свое повседневное общение с ребенком, учитывая специфику нарушения, как создать максимально стимулирующую речевую функцию развивающую среду.

Как справедливо заметила Е.И. Винарская, «каждый случай госпитализма – это обвинение в невежестве, бездушии и формализме воспитывающих ребенка взрослых».

Еще о педагогике:

Экспериментальное изучение процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР
Для решения задачи изучения процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР нами было проведено экспериментальное обследование 10 детей 2 класса Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата « ...

Модель специалиста, как основа создания учебного плана
Одной из актуальнейших задач современной высшей школы является адекватное отражение будущей профессиональной деятельности в содержании и технологиях подготовки специалиста, что влечет за собой изменения в понимании основных детерминант высшего профессионального образования — целей и содержания. Сод ...

Реализация возможностей программ и учебников по «Окружающему миру» в развитии самостоятельности через самостоятельную работу
Предмет «Окружающий мир» был введен в учебный план начальной школы в 90-е годы XX века. В разные исторические периоды естествознание и методика его преподавания проходили под различными названиями: «Естественная история», «Природоведение», «Методика преподавания биологии», «Естествознание». Впослед ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru