Предупреждение и преодоление депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей раннего возраста

Статьи о педагогике » Предупреждение и преодоление депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей раннего возраста

На сегодняшний день для нашей страны проблема сиротства имеет особое значение. К наиболее тяжелым его последствиям можно отнести различные деформации психического развития ребенка. Приходится констатировать, что в условиях детского закрытого учреждения с его резко обедненной средой (социальной, эмоциональной, сенсорной) максимально реализуются неблагоприятные предпосылки в состоянии здоровья детей, что приводит к ухудшению их социального прогноза.

Не вызывает сомнений тот факт, что чем младше ребенок и больше его беспомощность, тем сильнее он зависит от условий, в которых живет. Наиболее тесно благополучие ребенка связано с особенностями окружающей его среды в первые годы жизни. Именно в раннем возрасте развитие ребенка в огромной степени определяется теми условиями, которые он получает для своего развития.

Ранний возраст особенно выделяется в онтогенезе человека как наиболее значимый этап процесса становления основных нервно-психических функций. Это период наиболее интенсивного развития, когда происходит усвоение важнейших компонентов общечеловеческого опыта, являющегося фундаментом дальнейшего развития. Поэтому, от того, в каких условиях будет протекать раннее развитие ребенка, во многом зависит его будущее.

Дефицит контактов с окружающим миром пагубно отражается на дальнейшем развитии психической деятельности. Ребенок раннего возраста, находящийся в депривационных условиях, несмотря на свою способность к развитию, с течением времени все больше и больше дистанцируется от возрастной нормы, не приобретая соответствующих его возрасту новообразований.

Психическая депривация ребенка раннего возраста, воспитывающегося в условиях закрытого детского учреждения, приводит к широкому спектру различных нарушений психического развития. По данным М.В. Лещенко, уже к трем – четырем годам практически у 100% воспитанников дома ребенка формируется та или иная степень задержки нервно-психического развития, почти 90% детей имеют нарушения поведения.

Наиболее серьезные последствия патологического воздействия депривациогенного фактора связаны с нарушением эмоционального развития: обеднением эмоциональной привязанности, нарушением активности во взаимодействии со средой, значительными затруднениями во взаимодействиях со взрослыми и сверстниками, уплощением эмоциональных проявлений. Речевые нарушения, характерные для депривированных детей раннего возраста, также имеют значительную выраженность и оказывают отрицательное воздействие на общее психическое развитие ребенка.

В то же время, раннее детство – это наиболее значимый этап с точки зрения коррекционного воздействия. Потенциальные возможности ребенка данного возраста чрезвычайно велики. Создание адекватной коррекционно-развивающей среды для воспитанников дома ребенка, а также как можно более раннее начало коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей, позволяет предупредить возникновение депривационных нарушений психического развития, преодолеть уже имеющиеся деформации, и может послужить залогом дальнейшего полноценного развития.

Существует достаточно большое количество исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных специфике психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в депривационных условиях, проблемам ранней коррекционной помощи данной категории детей, а также разработке возможных направлений изменений жизни детей в домах ребенка.

Однако, несмотря на значительное количество теоретических работ и экспериментальных исследований, данное направление изучено недостаточно широко. Можно с уверенностью сказать, что фундаментальных трудов, посвященных проблемам ранней коррекционно-логопедической помощи детям раннего возраста, воспитывающихся в депривационных условиях, в отечественной педагогике не существует, что обуславливает актуальность изучения данного направления на сегодняшний день.

Задачи исследования:

1. Изучение уровня психо-речевого и эмоционального развития депривированных детей раннего возраста.

2. Изучение влияния депривациогенного фактора на психо-речевое и эмоциональное развитие ребенка раннего возраста.

3. Поиски эффективных путей коррекционно – логопедической помощи депривированным детям раннего возраста с целью преодоления депривациогенных нарушений речевого и эмоционального развития.

4. Практическая апробация предложенного комплекса мероприятий по развитию речи и эмоционального мира детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка.

Методы:

1. Анализ специальной литературы по проблемам исследования.

2. Изучение медико-педагогической документации.

3. Констатирующий эксперимент.

4. Наблюдение за детьми.

5. Анализ данных исследования.

1. Особенности речевого и эмоционального развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Многолетний опыт отечественных и зарубежных исследований развития детей в разных условиях воспитания свидетельствует, что дети, воспитывающиеся в домах ребенка, уже на начальных этапах развития отстают от сверстников, живущих в семье. Для детей раннего возраста наиболее характерным является преобладание расстройств эмоционально-волевой сферы, а также неравномерность отставания интеллектуального развития с преимущественным нарушением развития речи (особенно экспрессивной). Этот характерный для депривированных детей симптомокомплекс в виде недостаточности развития аффективной стороны личности, задержки или искажения формирования психических функций, по определению М.Е. Проселковой, Г.В. Козловской, В.М. Башиной получил название «синдрома сиротства».

Согласно М.Е. Проселковой, среди множества патогенных факторов, воздействующих на ребенка при сиротстве, ведущим является депривациогенный, включающий в себя родительскую депривацию и особенное микросоциальное окружение детского закрытого учреждения. Это подтверждается сходством и однотипностью «синдрома сиротства» у разных детей.

Но в то же время депривационные нарушения характерны, в первую очередь, для тех детей, которые в силу конституционально-наследственных особенностей особенно восприимчивы к патогенному влиянию депривационного фактора. Многие расстройства, выявляемые у детей в депривационных условиях, обязаны своим происхождением другим факторам (резидуально-органическому, наследственному и пр.). В этом случае в условиях дома ребенка реализуются неблагоприятные предпосылки патологического развития.

Еще о педагогике:

Игра как средство знакомства с трудом взрослых
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игры, и в первую очередь сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества ...

Понятие пространственного мышления
Прежде, чем говорить о пространственном мышлении и его сущности, необходимо понять что же такое мышление, какие его виды бывают каковы их особенности. Известный советский психолог А. Н. Леонтьев обоснованно считал, что "жизненный, правдивый подход к воспитанию - это такой подход к отдельным во ...

Технология индивидуально – ориентированной системы обучения
Для осуществления поставленной цели, а именно реализация индивидуального подхода в преподавании генетики, мы опирались на технологию индивидуально – ориентированной системы обучения, разработанную кандидатом психологических наук, доцентом КГПУ, научным руководителем лаборатории ИПК РО и краевого ин ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru