Еще Н.М. Щелованов указывал на то, что дети, воспитывающиеся в доме ребенка, могут успешно развиваться только лишь при условии хорошо организованной педагогической работы. Он же указывал на факторы, которые служат причиной нарушений развития: безразличие к детям персонала, равнодушие к подаваемым ими знакам общения, отсутствие необходимых игрушек, сенсорная депривация.
Многочисленные исследователи делают вывод, что в домах ребенка обеспечивается удовлетворение преимущественно физиологических потребностей детей, тогда как психологические игнорируются. Основными факторами, обусловливающими отклонение в психическом развитии воспитанников домов ребенка, вышеупомянутые исследователи считают неполноценное общение со взрослым, связанное с большим количеством детей в группе, ориентацией персонала на физиологический уход, частой сменой персонала и переводом детей из группы в группу, жестким регламентом жизни детей и деятельности персонала. Также выделяется отсутствие необходимого для развития индивидуальности ребенка личного жизненного пространства.
Так, в работе Р.Ж. Мухамедрахимова были исследованы параметры взаимодействия персонала дома ребенка со своими воспитанниками, в том числе проводилось наблюдение за распределением рабочего времени у ухаживающих за детьми сотрудниц. Результаты эксперимента показали, что поведение персонала дома ребенка характеризируется минимальной инициацией взаимодействия с детьми, редкими ответами на сигналы и инициации детей, ограничением контактов режимными процедурами, которые также выполняются отстраненно и часто молча. Определено, что лишь около половины времени выполнения режимных манипуляций и непосредственного взаимодействия с воспитанниками женщины разговаривают с детьми. В течение наиболее долгого и интенсивного взаимодействия в ситуации кормления наблюдается не только малое число инициатив и взаимообусловленных ответов, рассогласованность и нарушение подстраивания поведения персонала и младенцев, но и явное насилие над детьми.
Проведенное Р.Ж. Мухамедрахимовым обследование эмоционального состояния ухаживающих за детьми сотрудниц дома ребенка показало, что по сравнению с матерями, у них более высокие показатели тревожности и депрессивности. Депрессивность и повышенная тревожность ухаживающих за детьми в доме ребенка женщин также являются отрицательно влияющим на развитие младенцев депривационным фактором, дети чувствительно реагируют как на состояние, так и на психологические особенности ухаживающих за ними женщин и подстраиваются под них. Нарушения в эмоциональной сфере и не способствующие установлению положительных социальных контактов параметры личности сотрудниц отрицательно сказываются на их поведении взаимодействия по отношению к детям и, в свою очередь, на поведении взаимодействия со стороны детей.
Таким образом, по результатам данного наблюдения, очевидная депривация детей в доме ребенка проявляется в чрезвычайно малом времени инициаций социального взаимодействия со стороны ухаживающих за детьми женщин, в редком числе ответов на сигналы и инициации самих детей, в ограниченности контактов небольшими периодами обязательных по режиму действий и процедур, которые выполняются персоналом часто молча, без вовлеченности в социальное взаимодействие с ребенком.
Еще о педагогике:
Условия для формирования правильной осанки в ДОУ
Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое не является необратимым процессом, а подлежит исправлению. Исправление осанки – кропотливая комплексная работа, которая включает в себя целый комплекс мероприятий. Огромное значение имеет профилактика нарушений осанки, особенно в детском ...
Использование экскурсий как средства формирования нравственных ценностных
ориентаций у старших дошкольников на основе краеведческого материала
Как известно, одними из составляющих педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях являются формы и средства воспитания и обучения. Основной формой обучения дошкольников до введения в действие Федеральных государственных требований дошкольного образования являлось занятие. Систе ...
Основные методические требования к составлению и использованию
опорных конспектов при изучении психологии в ВУЗе
В соответствии с принципом системности обучения работу преподавателя над созданием опорного конспекта можно разделить на три этапа: 1) этап обобщения; 2) этап укрупнения; 3) этап фиксирования созданной структуры содержания. На первом этапе происходит осмысление содержания преподаваемого материала: ...