Возможные направления изменений жизни детей в домах ребенка

Страница 1

Безусловно, воспитанники дома ребенка – особая категория детей, которая нуждается в специализированных условиях воспитания.

Дети, воспитывающиеся в доме ребенка, могут полноценно развиваться только при условии грамотной организации окружающей коррекционно-развивающей среды. Таким детям необходимо в максимально ранние сроки обеспечить все необходимые условия для полноценного психического развития, своевременного формирования тех или иных возрастных новообразований. Если этого не происходит, ребенок, не приобретая соответствующих его возрасту знаний и умений, постепенно все больше дистанцируется от возрастной нормы. Как отмечает Е.И. Винарская, профилактикой отклонений в развитии у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, «…. служит вся атмосфера детского учреждения в форме эмоциональной любовной заботы о малышах. Первейшей задачей всех членов коллектива …. является формирование у ребенка познавательного интереса к окружающему и потребности в эмоциональном взаимодействии со взрослым. Эмоциональная экстравертированность, жизнерадостность, речевая раскованность – это те качества всех членов коллектива, которые в значительной степени обеспечат нормальное физическое и психическое развитие детей».

Многочисленные исследователи делают вывод о том, что качество как социального окружения детей в домах ребенка, так и предметной среды требует глубокого междисциплинарного анализа и соответствующих изменений. Это обусловлено тем, что и социально-коммуникативная, и предметная среда, окружающая детей в домах ребенка неполноценны, и, соответственно, не способствуют нормальному ходу психического развития. Особенно пагубно такая недостаточность коррекционно-развивающей среды воздействует на речевое и эмоциональное развитие воспитанников дома ребенка.

Основные факторы, обуславливающие неполноценность коррекционно-развивающей среды, окружающей детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка представлены в таблице 1.

Таблица 1. Факторы, обуславливающие неполноценность коррекционно-развивающей среды, окружающей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Факторы, обуславливающие неполноценность социально-коммуникативной среды в домах ребенка

Факторы, обуславливающие неполноценность предметной среды в домах ребенка

1. большое количество детей в группе;

2. частая смена персонала и перевод детей из группы в группу;

3. ориентация персонала преимущественно на физиологический уход;

4. эмоциональная индифферентность к детям со стороны персонала, равнодушие к подаваемым детьми знакам общения;

5. жесткий регламент жизни детей и деятельности персонала.

1. отсутствие необходимого для развития индивидуальности ребенка личного жизненного пространства;

2. недостаточность сенсорных стимулов (сенсорная депривация);

3. отсутствие необходимых игрушек или их неадекватный относительно возрастным потребностям подбор.

Неполноценность социально-коммуникативной среды в домах ребенка и, как следствие, неполноценное общение воспитанников со взрослыми затрудняют психологическое взаимодействие между ребенком и взрослым, нарушают процесс формирования привязанности, а также ход дальнейшего психического развития в целом (в особенности развития речевого и эмоционального). Неполноценность предметной среды оказывает пагубное воздействие на развитие познавательной активности ребенка раннего возраста, которая, как известно, во многом зависит от рациональной организации окружающего пространства и грамотного подбора игрушек.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Аппаратное обеспечение компьютера
Аппаратное обеспечение компьютера представляет собой набор технических устройств. В зависимости от выполняемых функций все устройства можно разделить на следующие группы: обработки информации; хранения информации; ввода информации; вывода информации; передачи информации. Процессор - устройство, пре ...

Реализация возможностей программ и учебников по «Окружающему миру» в развитии самостоятельности через самостоятельную работу
Предмет «Окружающий мир» был введен в учебный план начальной школы в 90-е годы XX века. В разные исторические периоды естествознание и методика его преподавания проходили под различными названиями: «Естественная история», «Природоведение», «Методика преподавания биологии», «Естествознание». Впослед ...

Задачи и направления работы социального педагога в ДОУ
Основными задачами деятельности социального педагога являются следующие: 1. Работать над обогащением Среды социального развития ребенка путем: • повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития; • вовлечения в образовательное пространство детского са ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru