Особенности эмоциональных проявлений воспитанников домов ребенка раннего возраста при общении со взрослыми и сверстниками

Статьи о педагогике » Предупреждение и преодоление депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей раннего возраста » Особенности эмоциональных проявлений воспитанников домов ребенка раннего возраста при общении со взрослыми и сверстниками

Страница 1

Дети домов ребенка первых лет жизни испытывают потребность в повышенном внимании и доброжелательности со стороны взрослого, которая доминирует вплоть до конца дошкольного возраста. В то время, как для их сверстников из семьи характерны уже более сложные формы общения, включающие познавательные интересы, стремление к сотрудничеству со взрослыми, потребность в уважении и взаимопонимании.

Особенности общения со взрослыми детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, в сопоставлении с показателями поведения детей, растущих в семье, изучали М.И. Лисина и Т.М. Землянухина (1982). Сопоставление особенностей общения со взрослыми у данных категорий детей позволило экспериментаторам сделать следующие выводы:

1. Семейные дети обращались ко взрослому почти вдвое чаще, чем воспитанники дома ребенка.

2. Воспитанники домов ребенка значительно медленнее вступают в контакт со взрослым, менее интенсивно общаются с ним. Сравнение общения со взрослым воспитанников домов ребенка и детей из семьи позволяет отметить, что оно различается по показателям общей активности: количеству обращений к взрослому и интенсивности коммуникативных проявлений (их эмоциональной насыщенности, выразительности, настойчивости в стремлении к контактам).

3. Семейные дети строят свою коммуникативную деятельность более гибко, чем воспитанники домов ребенка, полнее учитывая особенности поведения взрослых. Они не только чутко реагируют на внимание, но и тонко дифференцируют похвалы и порицания, в то время как дети в домах ребенка слабо различают оттенки отношения взрослого к своим действиям.

В условиях полной материнской депривации отмечается очень раннее возникновение общения между детьми – уже на первом году жизни, как компенсация дефицита общения со взрослыми. Для семейных детей не характерен столь ранний интерес к сверстникам. В то же время общение у депривированных младенцев имеет свою специфику. Она проявляется в том, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Это может производить впечатление видимой стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает в качестве своеобразного аналога семьи. В то же время это мешает формированию равноправных отношений. Дети не способны правильно оценить свои личностные качества, лишены избирательной дружеской привязанности. Каждый ребенок вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Контакты между детьми поверхностны и поспешны. Критерием благополучия ребенка является отношение к нему группы сверстников. В случае негативного отношения ребенок испытывает разочарование и неудачу, что часто приводит к пассивному отчуждению и агрессии.

М.И. Лисиной и Т.М. Землянухиной (1982) были также изучены особенности общения со сверстниками у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, в сопоставлении с показателями поведения детей, растущих в семье. Исследование показало, что и семейные дети, и дети домов ребенка совершали разнообразные действия в отношении сверстника. У семейных детей наиболее выраженными оказались ориентировочно-исследовательские действия, направленные на изучение различных качеств, и наблюдение за поведением ровесника. Следующими по интенсивности были эмоциональные проявления, свидетельствующие об удовольствии, получаемом ребенком от присутствия сверстника. Зафиксировано большое количество инициативных действий детей, обращенных друг к другу; как правило, они окрашены положительными эмоциями. Эмоциональные проявления у детей из яслей имели большой диапазон: от слабо выраженной улыбки до проявлений восторга, выражающегося в громком смехе, радостном визге. Небольшое количество проявлений индифферентности свидетельствует о том, что присутствие сверстника редко оставляло ребенка равнодушным. Количество отрицательных проявлений составило лишь 5,6%.

Эксперименты выявили разнообразные виды совместных действий детей в яслях. В их репертуаре проявилась свойственная малышам непосредственность и эмоциональность. Дети весело прыгали друг перед другом, кувыркались, перебрасывались различными предметами, выкрикивали слова и т.п. Между детьми этого возраста разворачивается особого рода эмоционально окрашенная игра, не наблюдающаяся у них в других условиях жизнедеятельности. Категории действий, наблюдаемые у воспитанников дома ребенка по отношению к сверстнику, вполне сопоставимы с показателями поведения малышей, растущих в семье. Однако общий уровень активности воспитанников домов ребенка значительно ниже, несмотря на то, что эти дети намного больше времени проводят рядом с ровесниками. Это выражается во всех категориях проявлений. У детей из дома ребенка значительно чаще встречаются инициативные действия с отрицательным знаком (18,8%). Отрицательные проявления воспитанников домов ребенка часто несли в себе элементы агрессии, в них выражались недовольство, обида на сверстника, иногда не имевшие под собой реальных оснований. Количество индифферентных состояний в домах ребенка значительно превышает аналогичный показатель в группе семейных детей (18,5%). Это значит, что присутствие сверстника нередко оставляет ребенка равнодушным к нему.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Что представляет собой образование
Образование обеспечивает определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, его подготовки к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому ...

Психолого-педагогическая коррекция в дошкольном учреждении
Обучение детей и подростков с детским церебральным параличом осуществляется в школах интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями: · дети с церебральным параличом; · с последствиями полиомиелит ...

Методические приемы использования мультимедийных средств обучения на уроках биологии
Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложн ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru