Дидактические игрушки и игровые материалы

Страница 1

Основополагающую роль в познании окружающей среды для ребенка раннего возраста играют непосредственные действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета или игрушки. Как отмечает Л.Н. Павлова, «развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих самостоятельный поиск информации о предмете и его свойствах и вызывающих его эмоциональный отклик».

Таким образом, задача взрослых, окружающих ребенка раннего возраста, заключается в грамотной организации игрового места, насыщении его такими предметами и игрушками, играя с которыми, ребенок будет познавать их свойства.

Обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять действия с ними – это задача взрослых, окружающих ребенка раннего возраста. В домах ребенка по разным причинам этому факту часто не уделяется должного внимания. В результате, несмотря на достаточное количество игрушек, дети не интересуются ими, либо их действия с игрушками носят манипулятивный характер.

В период раннего возраста формируется интерес к образной игрушке, предпосылки игры и первые сюжетные игры с предметным содержанием (сюжетно – отобразительные). Самостоятельная игра ребенка этого возраста во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно-игровую среду. Игрушки в этом возрасте, по сути, определяют и тему игры ребенка, и характер игровых действий, поэтому чрезвычайно важен грамотный их подбор. Для усвоения ребенком элементарных игровых действий «наиболее важны прототипические игрушки, поскольку они ярко выделяют основные специфические функции предметов, направляют ребенка на развертывание сюжета».

В интерьерах групповых комнат для детей раннего возраста размещается кукольный уголок с крупной игрушечной мебелью, почти в рост ребенка (стол, стул, шкаф, плита, умывальник и пр.), набором настоящей детской посуды. Здесь же располагается крупная игрушечная кроватка с постельными принадлежностями. Такие игрушки особенно важны для воспитанников домов ребенка еще и потому, что именно среди этих игрушек дети учится жить в окружающем мире, реально отображая социальные действия, соответствующие общепринятому назначению того или другого предмета.

Особое значение для психического развития ребенка раннего возраста имеют дидактические игрушки. Широкое применение дидактических игрушек в работе с детьми раннего возраста, воспитывающимися в условиях дома ребенка, является тем дополнительным стимулом, который может существенно повлиять на психическое развитие детей данной категории, отчасти компенсируя недостаточность других необходимых для полноценного развития факторов. Действуя с предметами, разными по форме, цвету, величине, материалу, фактуре, массе, звуковым свойствам, дети накапливают сенсорный опыт, что способствует развитию органов зрения, слуха, осязания, а это в свою очередь является еще одним стимулом для развития речи и эмоционального мира. Совершенствование мелкой моторики пальцев оказывает положительное воздействие не только на сенсорную сферу ребенка, но и, как отмечала М.М. Кольцова, на своевременное развитие речевого аппарата, так как между центрами, отвечающими за эти действия в коре головного мозга устанавливается взаимовлияние.

В группе устанавливается комбинированный дидактический столик для сенсорного развития и совершенствования мелкой моторики пальцев рук с ящичками, полочками, специальным скатом для шариков, устройством для вкладывания в полое пространство шаров, кубов, призм, со специальными столбиками для нанизывания колец, с цветными полями для подбора соответствующих втулочек, грибочков и т.п.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Виды контроля на уроках русского языка в начальной школе
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными, письменными и комбинированными. Предварительный контроль Некоторые учителя осуществляют предварительн ...

Профессиограмма социального педагога
Разработка профессионального портрета как четко, научно и детально прописанного комплекса достоинств (свойств, качеств, способностей, знаний, навыков, умений и привычек) личности ведется на основе государственных квалификационных требований. Профессиограмма социального педагога представляет собой э ...

Закономерности обучения
Общие закономерности процесса обучения характеризуются вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними, а также лаконичностью и точностью формулировок. К общим закономерностям процесса обучения относят: Закономерность цели обучения. Цель ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru