Особенности эмоционального развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Статьи о педагогике » Предупреждение и преодоление депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей раннего возраста » Особенности эмоционального развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Страница 1

Значение развития эмоциональной сферы в процессе становления личности ребенка чрезвычайно велико. Именно в этой области складываются такие важные качества личности, как чувствительность к отношению других людей, отзывчивость на их переживания, собственное эмоциональное самоощущение, определяющее целостное отношение ребенка к миру.

В литературе, посвященной влиянию депривации на развитие ребенка, до сих пор не существует единой точки зрения относительно возможных последствий этого состояния для эмоционально-личностного развития.

Среди западных психологов в 40–50-е гг. материнская депривация традиционно рассматривалась как тяжелое и необратимое состояние, приводящее к аффективной бесчувственности, способствующее формированию специфического типа личности, отличающего воспитанника детского закрытого учреждения. Дети, лишенные материнства, описывались как потенциальные преступники, отличающиеся повышенной жестокостью и агрессивностью, отсутствием социально-этических норм в поведении. Считается, что последствия ранней материнской депривации, имевшей место до трехлетнего возраста, в дальнейшем невосполнимы.

В отечественной психологии 30–50-х гг. существовала противоположная точка зрения. Отношения между матерью и ребенком не считались биологически обусловленными. Выдвигался тезис о большей биологической целесообразности политропной привязанности младенца. Считалось, что последняя имеет филогенетические корни, так как в процессе эволюции человека политропность привязанностей способствовала более эффективному выживанию потомства. Н.М. Щелованов допускал, что в доме ребенка дети могут успешно развиваться при условии хорошо организованной педагогической работы, что не разлука с матерью, а дефицит воспитания задерживает нормальное развитие ребенка.

В настоящее время отечественными психологами признано, что общение с матерью является одним из главных условий полноценного психического развития ребенка.

Считается, что у детей, растущих в детских учреждениях, не просто задерживается формирование характерных для их возраста форм общения и взаимодействия с окружающими, но и развиваются принципиально иные механизмы, с помощью которых ребенок приспосабливается к окружающим условиям. Это происходит как вследствие утраты ранних эмоциональных связей с родителями, так и вследствие того, что жизнь в детском закрытом учреждении не требует от ребенка выполнения тех функций, которыми наделены дети в обычной жизни.

Если в первые полгода жизни у воспитанников домов ребенка обычно наблюдается своевременное возникновение зрительных, слуховых и двигательных реакций, то, начиная со второго полугодия, у депривированных младенцев часто обнаруживаются проявления регресса: нежелание инициировать контакт со взрослым; отсутствие положительных эмоциональных проявлений – улыбок, мимических реакций, двигательной активности в ответ на появление взрослого; преобладание отрицательных эмоций; нарушение зрительной фиксации (ребенок отказывается смотреть в глаза взрослому); отсутствие слухового сосредоточения (не прислушивается к голосу взрослого).

По данным М.Е. Проселковой, Г.В. Козловской, В.М. Башиной, начиная со второго года жизни у детей, находящихся в условиях полной материнской депривации, уже отмечаются достаточно отчетливые признаки дизонтогенеза. В поведении преобладает выраженная пассивность, пониженный аффективный резонанс, бездеятельность. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, уплощены эмоциональные проявления.

На третьем году жизни обращают на себя внимание такие особенности развития детей, как отсутствие каких-либо зачатков высших эмоций – радости, горя, сопереживания. В поведении детей и их общении со взрослыми преобладают примитивные проявления – реакции захвата, протеста, отказа, немотивированной агрессии. Часто у таких детей не возникает привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, печальны и пассивны.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Результаты коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с ФФНР
На заключительном, контрольном этапе, нами были проведены проверочные работы для оценки результатов примененного комплекса занятий. Детям предлагались для решения три сложные задачи на разностное сравнение: Задача 1. «За ужином дети съели 7 пирожков, после чего их осталось 11. На сколько больше пир ...

Выявление эффективности формирующего этапа эксперимента
Контрольный этап проводился с 27.03.11 по 29.04.11 Цель контрольного этапа эмпирического исследования: выявить эффективность формирующего этапа эксперимента, а именно, использования театрализованных игр в развитии лидерских качеств у детей подросткового возраста. Состав участников остался прежним. ...

Специфика и функции проблемного обучения
В процессе решения проблемной ситуации усвоение или открытие нового совпадает с такими изменениями психологического состояния субъекта, которые составляют микроэтап в его развитии: 1) открытие неизвестного в проблемной ситуации, совпадает с процессом становления элементарных психологических новообр ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru