Меры по предупреждению эмоциональных и речевых нарушений у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Статьи о педагогике » Предупреждение и преодоление депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей раннего возраста » Меры по предупреждению эмоциональных и речевых нарушений у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Страница 1

Как уже было неоднократно отмечено выше, отсутствие или слабость ранних вокализаций, неполноценность стадий гуканья, гуления и лепета, отсутствие привязанности к взрослому у депривированных детей на первом году жизни влекут за собой устойчивые дизонтогенетические нарушения речевого и эмоционального развития в раннем и дошкольном возрасте. Поэтому, для предупреждения депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка, наиболее целесообразным представляется реализация целого комплекса мероприятий по созданию адекватной коррекционно-развивающей среды с детьми первого года жизни.

К общим принципам терапии нарушений предречевого поведения можно отнести: 1) адекватное реагирование на младенческий крик-плач; 2) стимуляция развития модулированных предречевых вокализаций; 3) использование приемов эмоционального общения с младенцами.

Адекватное реагирование на крик-плач необходимо с первых дней жизни ребенка. Оно осуществляется постоянно, в процессе ежедневного ухода и воспитания детей, выполнения режимных моментов.

Для эффективного успокаивания детей необходимо как обязательное выполнение требований младенца (устранение дискомфортного состояния кормление, укладывание спать, смена пеленок и общение – разговор, взятие на руки и др.), так и определение причины крика-плача. В случае патологического крика-плача (синдром младенческой колики, психосоматические расстройства питания, неврологическая симптоматика) необходимо обязательно успокоить ребенка. Для этого необходимо: взять ребенка на руки сразу, как только он, перенести в вертикальное положение, поглаживать, укачивать ребенка, вызывать ориентировочную реакцию (фиксация взгляда на лице взрослого или ярком предмете); вызывать слуховое сосредоточение, разговаривая с ребенком, менять интонацию голоса, например, ласковую на сердитую, использовать в разговоре новую интонацию (например, вопросительную), сочетать укачивание с пением пестушек.

Стимуляция развития модулированных предречевых вокализаций проводится в соответствии с методикой М.И. Поповой. Комплекс мероприятий по стимуляции предречевого развития включает всестороннее воздействие на органы чувств: зрение, слух и эмоциональную сферу. Организуют специальные занятия (1 раз день, в период бодрствования ребенка после утреннего кормления), целью которых служит развитие у ребенка слухового восприятия и способности к звукоимитации. К общим правилам стимуляции предречевого развития относятся следующие: 1) поддержание эмоционально положительной активности ребенка; 2) исключение постороннего шума (дети должны слышать свою спонтанную голосовую активность); 3) речь медперсонала должна быть интонационно выразительной, не слишком быстрой, умеренной громкости, ясная, четкая, Индивидуально адресованная; 4) слова взрослого должны соответствовать предметам и действиям, которые взрослый производит; 5) всякое речевое общение должно вызвать ответную голосовую реакцию ребенка; 6) содержание речи должно быть доступно пониманию.

Общим методическим подходом эмоционального общения является умение относиться к ребенку как к личности с первых дней его жизни. Любую процедуру нужно сопровождать обращением, называнием по имени, комментировать все проводимые с ребенком действия так, как будто он все понимает и может ответить. Для этого используют следующие приемы:

1. Взгляд глаза в глаза – это действие, являющееся одним из наиболее значимых компонентов человеческого общения, играет решающую роль для взаимодействия взрослого с младенцем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
Оценивание есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя: - качество усвоения предметных зн ...

Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования
Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия советской власти был труден и проходим в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Ф ...

Классические идеи В.А. Сухомлинского о воспитании совести
Понятие «совесть» в контексте духовно-нравственного формирования личности принадлежит к разряду наиважнейших в истории любой культуры. Его статус настолько велик, что оно, по сути, выступает в роли своеобразного золотого ключа в сфере духовности и нравственности, связанной с чувством, сознанием и п ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru