Меры по предупреждению эмоциональных и речевых нарушений у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Статьи о педагогике » Предупреждение и преодоление депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей раннего возраста » Меры по предупреждению эмоциональных и речевых нарушений у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Страница 1

Как уже было неоднократно отмечено выше, отсутствие или слабость ранних вокализаций, неполноценность стадий гуканья, гуления и лепета, отсутствие привязанности к взрослому у депривированных детей на первом году жизни влекут за собой устойчивые дизонтогенетические нарушения речевого и эмоционального развития в раннем и дошкольном возрасте. Поэтому, для предупреждения депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка, наиболее целесообразным представляется реализация целого комплекса мероприятий по созданию адекватной коррекционно-развивающей среды с детьми первого года жизни.

К общим принципам терапии нарушений предречевого поведения можно отнести: 1) адекватное реагирование на младенческий крик-плач; 2) стимуляция развития модулированных предречевых вокализаций; 3) использование приемов эмоционального общения с младенцами.

Адекватное реагирование на крик-плач необходимо с первых дней жизни ребенка. Оно осуществляется постоянно, в процессе ежедневного ухода и воспитания детей, выполнения режимных моментов.

Для эффективного успокаивания детей необходимо как обязательное выполнение требований младенца (устранение дискомфортного состояния кормление, укладывание спать, смена пеленок и общение – разговор, взятие на руки и др.), так и определение причины крика-плача. В случае патологического крика-плача (синдром младенческой колики, психосоматические расстройства питания, неврологическая симптоматика) необходимо обязательно успокоить ребенка. Для этого необходимо: взять ребенка на руки сразу, как только он, перенести в вертикальное положение, поглаживать, укачивать ребенка, вызывать ориентировочную реакцию (фиксация взгляда на лице взрослого или ярком предмете); вызывать слуховое сосредоточение, разговаривая с ребенком, менять интонацию голоса, например, ласковую на сердитую, использовать в разговоре новую интонацию (например, вопросительную), сочетать укачивание с пением пестушек.

Стимуляция развития модулированных предречевых вокализаций проводится в соответствии с методикой М.И. Поповой. Комплекс мероприятий по стимуляции предречевого развития включает всестороннее воздействие на органы чувств: зрение, слух и эмоциональную сферу. Организуют специальные занятия (1 раз день, в период бодрствования ребенка после утреннего кормления), целью которых служит развитие у ребенка слухового восприятия и способности к звукоимитации. К общим правилам стимуляции предречевого развития относятся следующие: 1) поддержание эмоционально положительной активности ребенка; 2) исключение постороннего шума (дети должны слышать свою спонтанную голосовую активность); 3) речь медперсонала должна быть интонационно выразительной, не слишком быстрой, умеренной громкости, ясная, четкая, Индивидуально адресованная; 4) слова взрослого должны соответствовать предметам и действиям, которые взрослый производит; 5) всякое речевое общение должно вызвать ответную голосовую реакцию ребенка; 6) содержание речи должно быть доступно пониманию.

Общим методическим подходом эмоционального общения является умение относиться к ребенку как к личности с первых дней его жизни. Любую процедуру нужно сопровождать обращением, называнием по имени, комментировать все проводимые с ребенком действия так, как будто он все понимает и может ответить. Для этого используют следующие приемы:

1. Взгляд глаза в глаза – это действие, являющееся одним из наиболее значимых компонентов человеческого общения, играет решающую роль для взаимодействия взрослого с младенцем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Методика формирования нравственности на уроке географии
«Все поразительные местоположения, великие явления природы,- утверждал Н.В. Гоголь,- должны быть окинуты яркими красками. Что действует сильно на воображение, то не скоро выбьется из головы». Это высказывание можно взять за основу в своей работе по предмету география. Любой современный педагог, при ...

Апробация программы развития организаторских способностей в детском оздоровительном лагере
Апробация программы развития организаторских способностей происходила на базе детского оздоровительного лагеря "Иртышские зори". Данная программа была реализована в лагере в период второй летней смены с 04.07.2011 г. по 21.07.2011 г. Реализация программы осуществлялась на примере 3 отряда ...

Описание таблиц по физике
Касательно методики преподавания физики, таблицы по физике относятся к печатным пособиям. Наиболее распространенные в школах средства обучения включают учебные таблицы, содержащие систематизированные числовые или другие данные по основополагающим вопросам курса физики, применению физических приборо ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru