Организация окружающей предметной среды в домах ребенка

Страница 1

Организуя окружающую среду для воспитанников дома ребенка, в основном придерживаются общих принципов, однако следует помнить, что для данной категории детей предметно-развивающая среда приобретает значительно большую значимость, чем для детей, воспитывающихся в семьях. Основные направления преобразования предметной среды в домах ребенка были рассмотрены выше. Организованная с учетом данных принципов предметно-развивающая среда может оказать значительное стимулирующее воздействие на психическое развитие ребенка: активизировать познавательную активность, способствовать нормализации эмоциональной сферы, содействовать речевому развитию ребенка.

Как отмечает Л.Н. Павлова, в предназначенных для детей помещениях не может быть ничего случайного: подбор игрушек, размещение мебели, оформление – все должно быть продумано и рационально организовано. Важно создавать такие условия, которые бы максимально стимулировали как познавательное, так и двигательное развитие ребенка. Лишних предметов быть не должно, подбор их обусловлен задачами воспитания детей данного возраста.

Необходимо позаботиться прежде всего о цветовой гамме комнат, которая должна создавать у детей радостное настроение. Лучше использовать пастельные, мягкие тона, на фоне которых контрастно смотрятся игрушки на полках, предметы, находящиеся в ближайшем от детей окружении. Помещение оборудуется мебелью, не имеющей острых углов, сделанной соразмерно росту и физическим возможностям ребенка. Окружающие предметы располагаются под соответствующим углом зрения малыша, что делает их доступными для обозрения.

Как отмечала Винарская Е.И., «нужно творчески разнообразить убранство помещений, избегая стереотипной расстановки кроваток, однообразного расположения игрушек и картинок на стенах, унылого однообразия в своей собственной одежде, прическе и т.п. В частности, не годятся для таких учреждений белые халаты обслуживающего персонала. Напротив, разнообразные яркие платья, цветастые косынки и передники, вызывая на себя ориентировочные реакции детей, будут стимулировать их познавательные интересы и коммуникативную активность»

Нельзя забывать, что недостаточность развития и функционирования моторной сферы может быть одной из причин задержки раннего речевого развития. Поэтому интерьер помещений обязательно оборудуется с учетом возрастающей потребности детей в движениях. Для бодрствования должна быть приспособлена значительная площадь комнаты.

Для организации предметной среды, которая могла бы стимулировать физическое развитие воспитанников дома ребенка, компенсировать некоторую нехватку движений, характерную для детей, проживающих в учреждениях закрытого типа, можно с успехом применять рекомендации Л.Н. Павловой. Согласно данным рекомендациям, в групповой комнате ставят горку с тремя – четырьмя пологими ступеньками и скатом. Держась за перильца, дети учатся подниматься по ступенькам. Недалеко от горки располагается подставка для мячей, крупные машины, каталки, тележки. Они способствуют развитию ходьбы, координации движений. Развитию движений помогают надувное бревно, через которое дети любят перелезать, ящичек с невысокими бортами, в который они влезают, плоские цветные крупные палки и кольца для перешагивания и т.п. На потолке рекомендуется сделать шарнирное устройство для подвешивания крупных игрушек, например большого надувного мяча, который легко перемещается при отталкивании, что побуждает ребенка делать первые самостоятельные шаги. Это же устройство используют при подвешивании цветных ленточек, колокольчика, карусели. Желая достать цветную ленточку или позвонить в колокольчик, дети овладевают приемом подтягивания, а иногда в качестве орудия для достижения цели используют и другой предмет – подставляют низенький табурет и влезают на него.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр
В контрольной группе продолжалось обучение по программе. В экспериментальной группе проводится формирующий эксперимент. В формирующем эксперименте исследовательская работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Прежде чем начать исследовательскую работу по формированию у старших дошкольников ...

Психолого-педагогическая коррекция в дошкольном учреждении
Обучение детей и подростков с детским церебральным параличом осуществляется в школах интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями: · дети с церебральным параличом; · с последствиями полиомиелит ...

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки
Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение “процентоманией”, субъективность выставляемых отметок. С ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru