Обзор технологии индивидуального подхода в обучении

Статьи о педагогике » Индивидуальный подход в преподавании современной биологии » Обзор технологии индивидуального подхода в обучении

Страница 8

Приведенная типология существенно упрощает, «огрубляет» фактически бесконечное разнообразие особенностей школьников в процессе их учебной деятельности.

Любая особенность человека (прежде всего это труд, познание и общение) может получить как личностную, так и индивидуальную характеристику. Однако никогда не следует забывать, что индивидуальные особенности (различия) основаны на личностных, а не наоборот.

В психологии широко используется термин «индивидуальные различия» («индивидуальные особенности»). В большинстве случаев речь идет о типической характеристике не столько индивидуальных, сколько личностных особенностей.

Все психологи, в общем, понимают, что такое индивидуальные различия, но у многих возникнут серьезные затруднения, если спросить, чем занимается психология индивидуальных различии, что собственно является предметом ее исследования. Индивидуальные различия вызывают огромный интерес, без них не решить прикладных проблем психологии и тех вопросов, которые ставит перед психологией реальная жизнь, но магистральная линия развития психологии связывается с другими областями психологического знания - с общей, возрастной, педагогической психологией и т.д. Иначе говоря, всеобщее признание индивидуальных различий как феномена сочетается с ощущением необязательности и второстепенности области знания, занимающейся их изучением.

Изучение различий между людьми требует, прежде всего, четко выделить те параметры, по которым эти различия существуют. Казалось бы здесь особых проблем не должно возникать: люди различаются абсолютно по всем психологическим особенностям. До сих пор не было замечено ни одной психологической характеристики, по которой индивидуальные различия были бы настолько малы, что ими можно было бы пренебречь. Однако измерять вообще „все" психологические характеристики, обращаясь к анализу различий между двумя конкретными группами людей, представляется, и довольно трудным (если не сказать - невозможным), и бессмысленным.

Когда мы сравниваем две группы людей (или нескольких людей друг с другом), нас интересуют не все их отличия, а только те, которые имеют отношение к интересующей нас проблеме. Если мы сравниваем неуспевающих учеников и отличников, нас интересуют только те свойства, которые, по нашему представлению, могут влиять на академическую успеваемость. Более того, мы можем ограничить свое исследование какими-то узкими рамками - рассмотреть, например, только особенности памяти или социальные условия развития той и другой группы детей. Иначе говоря, мы отбираем психологические характеристики, которые будут диагностироваться в исследовании.

Но выбор этих характеристик не может быть совершенно произвольным. В основе его должны лежать какие-то принципы, отделяющие существенные характеристики от несущественных для изучаемой проблемы.

Люди различны по своим психологическим особенностям, но это разнообразие не исключает и сходства людей друг с другом. При всех своих отличиях они могут быть объединены в какие-то группы, в каждой из которых они будут больше похожи друг на друга, чем на представителей не „своих" групп.

B конце XVIII в. основатель немецкой классической философии Иммануил Кант представил в своей „Антропологии" (1798) формальное описание четырех типов темперамента.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще о педагогике:

Различные подходы к контролю и оценки учебной деятельности учащихся
Исходя из основных целей развивающегося образования можно сформулировать три принципиальных положения по вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Педагогическая деятельность учителей на этапе с I по IV классы направлена на формирование у учащихся умения учиться, которое включает в с ...

Организация питания за счет договора аренды с предприятием общепита
Размещение в ЦДО стороннего предприятия общественного питания (кафе-столовая), которое обеспечивает потребности сотрудников, учащихся и их родителей в горячем питании. Так же предприятие выполняет роль буфета на время проведения концертных и других мероприятий городского уровня в здании ЦДО. Главны ...

Причины необъективности педагогической оценки
Проведенное специальное изучение показывает, что знания одних и тех же учащихся оцениваются по-разному различными преподавателями и расхождение в значении отметок для одной и той же группы учащихся оказывается весьма значительным. Плохая организация контроля знаний стала одной из причин деградации ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru