Обзор технологии индивидуального подхода в обучении

Статьи о педагогике » Индивидуальный подход в преподавании современной биологии » Обзор технологии индивидуального подхода в обучении

Страница 10

Первый фактор, как правило, называют экстраверсией. Его положи- тельный полюс образуют такие характеристики, как общительность, настойчивость, уверенность в себе, разговорчивость, активность, энергичность, доминантность. Отрицательный полюс - сдержанность, застенчивость, стремление быть одному, а не с людьми.

Второй фактор - альтруизм, склонность идти навстречу людям. Те, кто получают высокие оценки по этому личностному свойству, воспринимаются как люди отзывчивые, дружелюбные, готовые помочь, добрые, мягкосердечные, чувствительные, легко прощающие окружающих и вызывающих к себе доверие. Низкие оценки - свойственны людям холодным, недружелюбным, вздорным, злым и неблагодарным.

Третий фактор - сознательность, контроль импульсивности. На положительном полюсе он характеризуется организованностью, ответственностью, склонностью планировать свои действия и эффективностью этих действий, практичностью и зависимостью. На отрицательном полюсе - необязательностью, неаккуратностью, забывчивостью, неумением организовывать свои действия, фривольностью в отношениях с окружающими и независимостью.

Четвертый фактор - невротизм, негативные эмоции. Высокий невротизм (отрицательный полюс) связан с напряженностью, тревожностью, склонностью к плохому настроению, подверженностью различным беспокойствам и страхам. Положительный полюс соответствует эмоциональной стабильности, спокойствию и удовлетворенности.

Пятый фактор - открытость новому опыту, восприимчивость, когнитивная сложность. Люди, характеризующиеся высокими оценками по этому фактору, имеют широкие интересы, развитое воображение. Они любознательны, артистичны и воспринимаются окружающими как умные, остроумные и логичные. Те, кто имеет низкие оценки по этому фактору, производят впечатление людей простоватых, серых и неинтересных.

Структура свойств, описываемая Большой пятеркой, представляет собой максимальный уровень обобщения всех поведенческих особенностей, очень высокий уровень абстракции - настолько высокий, что на нем теряется специфика не только отдельных поведенческих особенностей, но и качественные различия между разными сферами личности - с одной стороны, теми, которые описывают динамические особенности поведения, а, с другой - теми, которые относятся к мотивам, целям и содержанию деятельности.

Анализировать свойства человека на этом уровне вполне правомерно, но при этом надо помнить, что, чем выше уровень обобщения, тем больше конкретных деталей упускается из виду.

Когда человек говорит, что и собак и кошек можно назвать животными, он абсолютно прав. Однако, говоря так, он хорошо знает, что это - разные животные, что у них есть много различий. Точно так же при исследовании личностной сферы не следует забывать, что свойства, входящие в каждый из факторов Большой пятерки, - это разные свойства. Можно исследовать то, в чем проявляется их сходство (т.е. диагностировать только эти 5 факторов), но при этом надо помнить, что между этими свойствами есть и разница, что у каждого из них есть своя специфика, которая тоже вносит свой вклад в индивидуальные различия.

Дж. Ройс и А. Пауелл создали многофакторную структуру индивидуальности представляющую собой суперсистему, которая определяется шестью взаимодействующими системами - сенсорной, моторной, когнитивной, аффективной, а также системой стилей и системой ценностей (рис. 1). Функции сенсорной системы состоят в превращении физической энергии в психологическую информацию. Функции моторной системы - в превращении психологической информации в физическую энергию. Сенсорная и моторная системы обеспечивают вход и выход информации, ее кодирование и декодирование. Когнитивная система связана с обработкой информации, позволяющей определить основные параметры окружающего мира. Аффективная система преобразует информацию в состояния активации. Когнитивная и аффективная системы являются центральными уровнями системы, отвечающими за обработку информации.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Еще о педагогике:

Роль взрослого в работе с детьми раннего возраста, воспитывающимися в условиях дома ребенка
Предметная среда, окружающая ребенка, даже организованная самым наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на его развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевляет о ...

Компьютер как предмет обучения и средство обучения
«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г. Захарова). Информационная технология – это педагогическая технология, использующая ...

Методика проведения занятий по технологии
Как и сама педагогика, сложившаяся на сегодня система методов образовалась не сразу. При случайном обучении, которое, мы помним, опережало организуемое в школе, преобладали методы, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми трудовые действия, ученики овладевали ими. С появлением шко ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru