Обзор технологии индивидуального подхода в обучении

Статьи о педагогике » Индивидуальный подход в преподавании современной биологии » Обзор технологии индивидуального подхода в обучении

Страница 3

Переход от одного возрастного этапа развития к другому, являя собой в целом поступательный процесс, чрезвычайно сложен и диалектичен. Каждый возрастной этап имеет свои достоинства. Возрастные особенности находятся в нерасторжимом единстве с индивидуальными, но отнюдь не торжественны им. В психолого-педагогической литературе представлены интересные типологии отлично успевающих и слабоуспевающих учеников. Однако индивидуальный подход требует знания и действенного учета особенностей всех учащихся. Отсюда необходимость в разработке единой типологии, в которой должны быть типические индивидуальные различия, свойственные учащимся любой возрастной группы и любого уровня успеваемости.

Таких единых типологий представлено довольно мало. Проанализировав несколько источников можно выделить основные критерии и кратко охарактеризовать их.

Уровень успеваемости учащихся, прежде всего, соответствует качеству выполнения ими учебных заданий.

Учитель с помощью школьной отметки устанавливает уровень знаний и навыков учащихся согласно требованиям учебной программы, а также относительный уровень умений - в соответствии с известными учителю алгоритмами усвоения и применения знаний, с его опытом творческого пути решения познавательных задач.

Уровень познавательной самостоятельности. Познавательная самостоятельность в широком смысле слова - готовность школьника к самообразованию, это результат всей учебно-воспитательной работы в школе. В структуру познавательной самостоятельности, очевидно, входят и знания, и навыки, и умения, и способности, и организованность, и мотивы учения (ведущий из которых - познавательный интерес), и научное мировоззрение, и высокие моральные качества личности.

Интересы, по признаку действенности можно условно подразделить на три уровня:

а) нулевой уровень характеризуется отсутствием интереса к предмету (подчеркиваем: к предмету, а не учению вообще; среди многих сотен учащихся, изученных нами, не нашлось ни одного, кто бы отрицательно или безучастно относился к любой области знания): отрицательное или безразличное отношение к нему, пробуждение положительных эмоций при занимательности, при первых успехах в учении. Такие учащиеся учатся, как правило, по принуждению;

б) потенциальный интерес к предмету характеризуется обычно положительным отношением к учению, любознательностью, желанием и отдельными попытками преодолеть трудности в учебной деятельности. У таких учеников зачастую недостает прилежания, иногда возникает конфликт между сравнительно глубоким познавательным интересом и «скучной необходимостью учить урок»

в) действенный интерес характеризуется осознанной устойчивой познавательной направленностью ученика, основанной на глубокой потребности самостоятельно добывать знания, овладевать навыками, умениями. Вместе с тем нередко встречаются весьма прилежные ученики, у которых нет глубокого интереса к знаниям, так как невысок уровень их познавательной самостоятельности. Таких учеников следует, видимо, также относить к данной условной группе: ведь мотивы их учения действенны (а не потенциальны), и при оказании помощи со стороны учителя интерес этих ребят, как правило, становится глубже, устойчивее.

Названые критерии деления школьников на типологические группы, несмотря на настойчивое напоминание о целостном, личностном «фоне» изучение учащегося, могут показаться оторванными от задач и содержания воспитания. Однако это не так. Успеваемость не примерно должна включать не только оценку знания материала учебника, но и связь знаний ученика с жизнью, с личным опытом трудовой деятельностью ученика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Запуск и завершение работы прикладной программы
Для работы с различными видами информации используются прикладные программы. С помощью их решаются такие простые задачи, как подготовка текстов, создание рисунков, прослушивание музыки и просмотр видеофильмов. Прикладные программы используются и для решения более сложных задач. Например, для выполн ...

Профилактические и лечебные мероприятия
Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое не является необратимым процессом, а подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы. Профилактика и исправление осанки – кропотливая комплексна ...

Клиническая характеристика детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица, им ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru