Описание организации и хода работы

Страница 1

Необходимое звено в процессе воспитания гуманности – нравственное просвещение, в процессе которого осуществляется понимание сути моральных норм, усваиваются и закрепляются нравственные суждения, вырабатываются моральные поступки окружающих людей.

Произведенный нами по разработанному плану урок литературы оказался эффективным для воспитания гуманности личности школьников.

На уроке литературы, по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб», учащиеся познакомились с таким понятием как “милосердие” и “бессердечность”. Нами задавались вопросы, которые побуждали детей к анализу поступков героев:

- ваши первые впечатления? (при ответе на этот вопрос мнение детей разделились: одни осудили Фильку, другие наоборот сказали, что ему самому есть нечего);

- как поступил Филька с раненым конем? (при ответе на этот вопрос мнения детей тоже разделились: многие осудили поступок Фильки, но Юра А. сказал, что Филька поступил правильно, и в этой ситуации нет нечего предосудительного);

- как бы вы поступили на его месте? Почему? (дети затруднялись ответить на этот вопрос);

- можешь ли ты привести пример подобных поступков? (на этот вопрос дети привели множество примеров: бесчеловечное отношение к бездомным животными; люди часто забывают ветеранов ВОВ, забывая о том, что они для нас сделали);

- знаешь ли ты, как называют таких людей?

После вопросов подводился итог сказанному. Дети знакомились с новыми нравственными нормами “милосердие” и “бессердечность”.

Дети стали анализировать ситуацию, которая произошла после Филькиного поступка (ребята сделали вывод, что “как аукнется, так и откликнется”). Они начали рассуждать, что зло всегда наказывается и пока не поздно необходимо становиться на путь исправления.

По сюжету сказки дети наблюдали за тем, как Филька становиться на этот путь, как ему было трудно, его мучала совесть перед жителями деревни за свой поступок, но он, переломив свою гордость, поспросил о помощи. Если бы этого он не сделал, то неизвестно как бы пришлось всей деревне. Тут, мы сделали вывод, что в Фильке проснулись такие качества как ответственность и совестливость. Были предложены некоторые ситуации, нацеленные на, чтобы выявить направленность школьников на добро.

Через всю сказку дети проследили за тем, как меняется внутренний мир Фильки и в конце урока были подведены итоги: для Фильки эта ситуация было уроком жизни. А чтобы проверить все ли дети были солганы с выводами по сказке, домой было задано нарисовать Филькино сердце, и о каком уроке жизни вы можете поведать одноклассникам.

На следующем уроке, дети продемонстрировали свои рисунки, на которых мы увидели большое красное сердце, это свидетельствовало о том, что дети поняли, как исправился Филька.

Для подтверждения нашей гипотезы, нами была проведена эмпирическая работа. Экспериментальная группа состояла из 13 учащихся. Работа включила в себя: исходную диагностику, организацию и проведение эксперимента, итоговую диагностику, анализ полученных результатов и выводы.

Исходя из целей и задач данной работы, мы провели диагностики в следующих направлениях:

1. выявление представлений о понятии “гуманность”;

2. выявление понимания младшими школьниками сути понятия “гуманность” и их отношение к нему;

3. изучение оценки нравственных качеств личности младших школьников с учетом конкретных жизненных ситуаций;

4. определение уровня сформированности нравственной устойчивости младших школьников.

Нами были использованы следующие диагностические методы: анкетирование, наблюдение, беседа.

Для выявления представлений о понятии “гуманность”, чтобы выяснить изменилось ли отношение младших школьников к нравственным нормам и их личностной направленности к ним, мы снова использовали методику «Составление словаря».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru