Направления работы по формированию здорового образа жизни учащихся

Страница 1

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей.

Работа по формированию ЗОЖ в общеобразовательном учреждении должна вестись в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики :

· Принцип ненанесения вреда.

· Принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

· Принцип триединого представления о здоровье.

· Принцип субъект – субъективного взаимодействия педагога с учащимися.

· Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.

· Принцип контроля за результатами.

В работе педагога должны учитываться школьные факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся:

1. Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.

2. Перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и общеобразовательных технологий, а также интенсификация учебного процесса.

3. Недостаток двигательной активности.

4. Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

5. Неправильное (нерациональное) питание учащихся.

6. Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.

7. Неблагополучное состояние здоровья педагогов.

Программы по формированию ЗОЖ для образовательных учреждений ставят перед педагогами следующие задачи:

1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.

2. Сформировать у школьников активную жизненную позицию.

3. Сформировать у учащихся представления о своем теле и организме.

4. Учить детей укреплять и сохранять свое здоровье.

5. Привить школьникам осознание необходимости движений в физическом развитии человека.

6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.

7. Привить детям умения оказывать элементарную помощь при травмах.

8. Формировать у учащихся представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Работа по формированию здорового образа жизни должна проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса. Для этого необходимо обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих:

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.

2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».

Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит.

Здоровье учащихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению. В то же время процесс воспитания у детей заботы о собственном здоровье, формирования у них соответствующих умений и навыков в подавляющем большинстве в настоящее время слишком заформализован.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании.

От степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения.

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Здесь важно учитывать не только занятия физкультурой в школе, спортивные кружки и спортивные секции, необходимо пропагандировать утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы, и другие формы, доступные для массового использования. Стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения, которые в настоящее время используются больше как средство обеспечения занятости детей, нежели как средство формирования здорового образа жизни.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Миссия воспитателя в дошкольном учреждении
Все звенья сферы образования, в частности дошкольного, первостепенной задачей воспитания подрастающего поколения считают его разностороннее развитие. Успешность решения этой задачи зависит от многих условий, прежде всего от тех людей, кто ее реализует. В современном мире невозможно воспитать ребенк ...

Выявление знаний старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета
В исследованиях участвовало 2 группы (50 детей) старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе КГКП ясли-сад №16 "Звездочка" г. Караганды и включало в себя: 1. Констатирующий эксперимент. 2. Формирующий эксперимент. 3. Контрольный эксперимент (контрольный срез). Дети были ...

Физические модели при введении понятия интеграла
Рассмотрим выше описанные подходы на наиболее распространенных среди авторов учебников примерах физических моделей из разных разделов физики (механика, электродинамика, кинематика и др.). Интеграл как предел интегральных сумм. 1. Работа переменной силы. Довольно распространенный пример практической ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru