Обзор технологии индивидуального подхода в обучении

Статьи о педагогике » Индивидуальный подход в преподавании современной биологии » Обзор технологии индивидуального подхода в обучении

Страница 4

Уровень познавательной самостоятельности свидетельствует не только о способностях школьника к овладению новыми знаниями, о его умственной трудоспособности, об организованности в познавательной деятельности, он должен, несомненно, отражать также уровень идейности.

Степень действенности интереса к учению неразрывно связана с общей мотивационной сферой деятельности школьника, с его моральным обликом. У одних учащихся познавательный интерес подлинно бескорыстен; у других – служит мотиву «знать, чтобы уметь»; у третьих – находится в тесной взаимосвязи с мотивами долга и ответственности, теряя свою ведущую роль; у четвертых, - будучи главным, но обособленным от положительной моральной мотивации, далеко не бескорыстен: содействует чисто академической, а нередко и эгоистической направленности личности.

На основе названных выше критериев (успеваемость, уровень познавательной самостоятельности, действенность интереса) была выделена типология школьников, характеризирующая особенности их учения.

Эти учащиеся отличаются от других, как правило, большей организованностью, более устойчивыми интересами к учению, нередко более высоким уровнем обучаемости, иногда широким кругозором, подчас высокой степенью умственного развития. Сильные по успеваемости ученики — отнюдь не однородная группа школьников. Так, недогрузка многих отличников далеко не всегда характеризует большинство представителей этой группы. Сильных по успеваемости учеников можно разделить на четыре группы.

Первая группа. Учатся на «5». Уровень познавательной самостоятельности высокий. Интерес к учению глубокий и действенный. Основное направление в индивидуальной работе - удовлетворение высокой познавательной потребности.

Вторая группа. Представители этой группы встречаются редко. Учатся на «5» и «4». Уровень познавательной самостоятельности высокий (обучаемость, как правило, наиболее высокого уровня; организованность обычно среднего уровня - со «срывами»). Интерес к чтению потенциальный (чаще узкоизбирательный и относительно глубокий). Основное направление индивидуальной работы - превращение потенциального интереса в действенный.

Третья группа. Учатся обычно на «4» и «5». Уровень познавательной самостоятельности средний. Интерес к учению действенный. Эти учащиеся, как правило, хорошо справляются с типовыми познавательными задачами, но испытывают некоторые трудности в решении новых, незнакомых задач. Очень старательны, они с помощью извне довольно быстро осваивают новые знания и npиемы познавательной деятельности.

Основное направление индивидуальной работы - повышение уровня обучаемости.

Четвертая группа. Представители этой группы встречаются редко. Учатся обычно на «4». Уровень познавательной самостоятельности низкий. Интерес к учению неглубок. Очень прилежны. Многие из них часами учат уроки, привыкая к нерациональным способам учения. Чрезвычайная старательность нередко создает видимость благополучия. Однако их «терпение и труд» часто формируют неразумные, неэкономичные способы познавательной деятельности, нередко оборачивающиеся интеллектуальной пассивностью.

Главное направление индивидуальной работы - переучивание, «ломка» неверно сложившихся стереотипов самостоятельной деятельности, формирование рациональных, способов учения.

Таковы четыре группы сильных по успеваемости учащихся. В действительности их индивидуальные различия неизмеримо богаче. Но уже из приведенных характеристик можно сделать вывод, что абсолютное большинство хорошо успевающих учащихся совершенно незаслуженно считается в практике многих учителей «благополучными» не нуждающимися в индивидуальном подходе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще о педагогике:

Мониторинг учебных достижений как объект стандартизации
Необходимость адаптации образования к потребностям современного общества обусловливает поиск инновационных методов получения надежных оценок учебных достижений многих изучаемых дисциплин на разных стадиях обучения с использованием современных и универсальных методов наблюдения за всей системой обра ...

Самостоятельная работа и её роль в формировании знаний учащихся при изучении курса «Окружающий мир»
Особое место в модернизированном курсе «Окружающий мир» в малокомплектной школе занимает процесс формирования и развития самостоятельности школьников в познавательной деятельности. Успешное протекание этого процесса возможно при условии включения учащихся в самостоятельные работы с учетом формирова ...

Формирующий эксперимент – формирование у школьников критического отношения к информации, полученной по телевидению
Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у младших школьников умения критически воспринимать информацию, полученную по телевизору. Для эксперимента выбраны ученики 3 «Д» класса школы № 119 города Уфы. Краткая характеристика испытуемых: Андрей Демидов Общительный, ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru