Особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

Страница 1

По словам Р.И. Лалаевой и Н.В.Серебряковой, дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.

Анализируя состояние речи у дошкольников с ОНР, исследователи констатируют у них недостаточность словообразовательных навыков. Р.Е. Левина отмечала, что на втором уровне, характеризующемся как «начатки общеупотребительной речи», дети совсем не пользуются навыками словообразования. У детей с третьим уровнем речевого развития, определяемым как уровень «развернутой фразовой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития», отмечается незнание, неточное знание и употребление некоторых слов, неумение изменять их и невозможность образовывать новые слова. Это проявляется в множественных заменах слов и по звуковому, и по смысловому принципам.

Подобная ограниченность лексических средств, по мнению Р.Е. Левиной, «частично обуславливается неумением различать и выделять общность корневых значений». Автор прямо указывает на неумение пользоваться способами словообразования этими детьми, что приводит к «весьма ограниченной возможности варьировать слова». Зачастую «сама задача преобразования слова оказывается для детей малодоступной.

Выявить возможности словообразования глаголов можно с помощью простого упражнения: предложить сказать «наоборот»: пришел – ушел, приехал – уехал, прилетел – улетел, прибежал – убежал, вскочил – выскочил, поднял – опустил, сел – встал, завязал – развязал.

При оценке результатов, как отмечает Н.С. Жукова, важно:

Сравнить данные понимания грамматических форм слов с их употреблением ребенком и установить характер аграмматизма (импрессивный, экспрессивный).

Соотнести данные своего обследования с материалами условного эталона нормы, установив, какому этапу соответствует состояние речи ребенка: - этапу «Усвоение флективной системы языка», - этапу «Усвоение служебных частей речи», или уровень развития еще выше.

Сопоставить результаты обследования речевой и неречевой деятельности детей.

Наиболее современные и полные представления о характере становления словообразовательных операций у детей исследуемой категории можно найти в работе Т.В. Тумановой . По ее словам результатом исследования стало выявление у дошкольников с ОНР своеобразия и специфических особенностей операций семантического анализа и синтеза, лежащих в основе словообразовательных процессов. По данным Т.В. Тумановой, наиболее яркие из этих затруднений проявляются в следующем:

в недостаточных возможностях семантического сравнения и сопоставления однокоренных слов;

в трудностях адекватного выделения общего и различного в звучании однокоренных слов, проявляющихся в неправильном употреблении производного и производящих слов;

в недифференцированном понимании значений аффиксальных словообразовательных элементов (например, одна и та же картинка подбирается к глаголам «пришел», «подошел», «перешел»);

в несоблюдении формальных условий при образовании нового слова, например, его звуковой, слоговой структуры, ударности и пр. Например, вместо «нарисовать» ребенок говорит «санаявал».

Представленная типология словообразовательных ошибок демонстрирует трудности, возникающие у детей с ОНР как на этапе восприятия речи, так и на этапах внутреннего программирования и моторной реализации речевой программы.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Факторы дезадаптации
Дезадаптация является многофакторным процессом. Нами был предпринят анализ ведущих факторов, определяющих возникновение, развитие формы и глубину дезадаптации. В настоящее время накоплен значительный объем информации о факторах дезадаптации подростков, требуется его обобщить и систематизировать. Де ...

Общедидактические подходы к гуманизации образования
Одной из современных тенденций развития образования в нашей стране является гуманизация, предполагающая переход к системе сотрудничества, обновление содержания, форм и методов обучения, что должно привести к формированию качественно новых личностных черт субъектов образовательной деятельности. Прис ...

Особенности развития лидерских качеств детей подросткового возраста
Чтобы отметить черты личности лидера, характерные для получения его статуса, надо для начала ответить на вопрос: « Кто такой лидер?» и «Что такое лидерство?». То есть дать определение этим словам. Лидер (в группе) – член социальной группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признают ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru