Выполняя требования взрослого и приобретая способность все точнее понимать его речь, ребенок все более овладевает новым типом взаимоотношений со взрослым. На этом этапе развития он соединяет в себе стремление делать все самостоятельно с умением очень быстро заимствовать новый прием. Его можно приучать к игре с куклой, с мишкой – кормить их, укладывать спать, убаюкивать, умывать, совершенствуя умение подражать всем этим действиям. Если связать их со словами-названиями, то ребенок осмысливает эти слова, они становятся обозначениями реальных действий. В дальнейшем это способствует развитию изобразительной игры детей, когда они уже сами переносят на игру с куклой факты из их собственной жизни и из жизни окружающих.
Под влиянием воспитания у ребенка возрастает интерес к внешнему миру. Этот интерес ребенка к окружающим его предметам и явлениям должен использоваться для развития речи.
Возрастает возможность ребенка отвечать в форме движений и действий. Это способствует организации его поведения под влиянием словесного предложения взрослого. Взрослый формирует у детей умение вслушиваться в обращенную к ним речь, в которой присутствуют не только информация познавательного характера, но и установки к действиям, побуждения к поступкам. Так ребенок учится воспринимать поручения со словами и отвечать на них адекватными действиями. Ребенок середины – конца второго года жизни способен выполнять ряд несложных поручений – выбрать названный предмет из нескольких других и принести его, взять предмет у одного человека и передать другому и т.д. Такие занятия с детьми развивают у них понимание речи и способность дифференцировать предметы и изображения, запоминать их название.
Один из приемов развития понимания речи, активно использующийся на третьем году жизни, состоит в том, что детей знакомят в доступной форме с элементарными признаками (вкус, цвет, форма, размер) и назначением предметов, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни.
Для разговора с детьми по поводу наблюдаемого, вопросов, общения, необходимо использовать имеющиеся ситуации или организовать их. Во время игр, режимных моментов взрослый должен обращать внимание ребенка на самые разнообразные детали: какого цвета кубики, с чем сегодня суп и пр.
Необходимо во время разговора с ребенком избегать употребления однообразных, повторяющихся изо дня в день слов, фраз, выражений. Одни и те же мысли, по-разному выраженные взрослыми, не только обогащают словарь ребенка, но и расширяют, углубляют его представления об окружающем.
Умелые, правильные объяснения окружающих и собственные наблюдения развивают представления ребенка. Он начинает лучше ориентироваться в окружающем мире, приучается сравнивать, сопоставлять различные явления, устанавливать их связь, причину, искать объяснения, т.е. мыслить.
Любое требование, указание ребенка надо объяснить. Это приучает ребенка мотивировать свои просьбы, желания.
В занятиях и самостоятельной игре детей данной возрастной группы необходимо широко использовать специальные дидактические пособия, помогающие вызвать детей на обобщения, суждения, сравнения, установление причинной связи. Важную роль в развитии речи и мышления ребенка выполняют картинки.
На третьем году жизни общение со взрослыми, информация, получаемая от них чрезвычайно важны для ребенка. Объяснения взрослого о предмете настолько ярки и интересны для него, что иногда ребенок вспоминает их даже быстрее, чем название самого предмета. Вопросы взрослого, содержащие сведения о предмете, также оживляют название в памяти ребенка в ряде случаев быстрее, чем только вид предмета. Дети третьего года овладевают умением понимать вопросы: «где?», «какой?», «откуда?», «куда?», «зачем?».
Еще о педагогике:
Описание таблиц по физике
Касательно методики преподавания физики, таблицы по физике относятся к печатным пособиям. Наиболее распространенные в школах средства обучения включают учебные таблицы, содержащие систематизированные числовые или другие данные по основополагающим вопросам курса физики, применению физических приборо ...
Принцип прочности
Принцип прочности - основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях. Принцип прочности подытоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечени ...
Меры по предупреждению эмоциональных и речевых нарушений у детей раннего
возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка
Как уже было неоднократно отмечено выше, отсутствие или слабость ранних вокализаций, неполноценность стадий гуканья, гуления и лепета, отсутствие привязанности к взрослому у депривированных детей на первом году жизни влекут за собой устойчивые дизонтогенетические нарушения речевого и эмоционального ...