Меры по предупреждению эмоциональных и речевых нарушений у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Статьи о педагогике » Предупреждение и преодоление депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей раннего возраста » Меры по предупреждению эмоциональных и речевых нарушений у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Страница 4

Во второй половине 2-го года жизни задача развития понимания речи взрослых также остается актуальной. Следует расширять пассивный запас слов, обозначающих людей (девочка, мальчик, тетя, дядя, бабушка, дедушка); некоторых животных и растений, их части и свойства; действия людей и животных; назначение комнат жилого помещения и способ ориентировки в них.

Следует побуждать детей в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев к лепету, а также произнесению отдельных облегченных слов; от 1 года 4 месяцев до 1 года 6 месяцев учить называть облегченными словами (например, «би-би», «га-га») и произнесенными правильно предметы и действия, используя стихийные и специально создаваемые ситуации заинтересованности в них. Необходимо формировать умение подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам; воспроизводить некоторые интонации (удивление, радость, неудовольствие и т.д.).

На рубеже между первым и вторым годом ребенок начинает ходить, в первое время ходьба перемежается с ползанием. Если при этом движения ребенка регулируются речью («или сюда», «встань», «подними ножку, другую», «переступай через порог» и т.д.), то вместе с движением он овладевает и пониманием речи.

Следует обращать внимание детей, особенно второго полугодия второго года, на качества, состояние, назначение некоторых предметов: «посмотри, у меня маленький мячик, а у тебя большой», «кисель красный, сладкий» и пр.

На втором году у ребенка начинает формироваться способность к обобщению, основному свойству, характеризующему речевую деятельность. Умение ребенка обобщать во многом зависит от умения взрослого подбирать объекты для сравнения. Вначале детей учат выделять привычные предметы, видеть различия между ними, а затем находить общие признаки. С этой целью вначале подбирают знакомые, но резко контрастирующие предметы, затем незнакомые, но также резко контрастирующие, после этого – внешне сходные по одному признаку и, наконец, сходные по многим признакам.

У детей второго года жизни развивается понимание связей и отношений между предметами. Поэтому необходимо обращать внимание на взаимосвязь предметов и действий: например, чтобы собрать пирамиду, нужны кольца и палочка-стержень, чтобы нарисовать на бумаге, нужен карандаш и пр. Важно приучать детей воспринимать сюжет, т.е. серию последовательных действий с 1 года 3 месяцев путем показа простых инсценировок настольного и кукольного театра (кукла спит, умывается), а позже, с 1 года 6 месяцев, сюжетных картинок.

После 1 года 6 месяцев дети начинают понимать разговор взрослого о прошедших событиях, связанных с их личным опытом. Речь взрослого для ребенка второго года должна стать основным регулятором его поведения, вызывающим начало и определяющим ход любого вида деятельности.

Способность выполнять словесные поручения взрослого у детей второго года жизни еще очень несовершенна: ребенок воспринимает слова взрослого только в конкретной ситуации: выполняет инструкцию не сразу, даже если она состоит, из знакомых ребенку слов.

Сначала ведущими стимулами в выполнении действия ребенком являются непосредственные раздражители (показ предмета, действие). На словесное поручение дети часто отвечают неправильными, несоответствующими действиями. Постепенно дети начинают выполнять соответственно речевой инструкции несложные поручения. На этом этапе поручение, состоящее из нескольких действий: «где одеяло, найди его, заверни куклу», еще трудно для выполнения, но при расчленении его на отдельные действия, например: «где одеяло», «найди его», «заверни куклу», ребенок дает правильные ответы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще о педагогике:

Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников
Исследуя особенности восприятия геометрических фигур детьми А.А. Столяр приходит к вводу, что геометрическое мышление" вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии "геометрических знаний" у детей прослеживается несколько различных уровней. Первый уровень характеризуе ...

Особенности работы психолога в ВУЗе
Руководствуясь проектом «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации», психологическая служба-центр (или сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов), реализуется, как осуществление социально-психологической поддержки студентов, препода ...

Особенности развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач
С целью выявления особенностей развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач нами был проведен констатирующий эксперимент. Задачи констатирующего эксперимента: 1. Выявить уровень интереса к игровым занимательным задачам по математике у детей шестого года жизни. 2. Выя ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru