Артикуляция звуков С, С’, З, З’, Ц.
прежде чем рассматривать недостатки произношения свистящих звуков С, С’, З, З’, Ц надо знать их правильную артикуляцию.
Артикуляция звука С:
Губы – не напряжены, растянуты, как при улыбке.
Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.
Язык – кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя часть спинки языка широкая, она поднимается к верхним деснам и образует с ними линию в форме желобка; средняя часть спинки языка образует по середине продольный желобок, задняя часть спинки языка незначительно поднята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздуха к струе по бокам.
Мягкое небо – поднято, закрывая проход воздушной струе в ротовую полость.
Голосовые связки – разомкнуты и не вибрируют; воздушная струя узкая, холодная.
Звучание – шум, похожий на свист.
Артикуляция звука С’:
Губы – растянуты в «улыбку» больше, чем при произнесении звука С, и напряжены.
Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.
Язык – кончик языка за нижними резцами, сильнее упирается в резцы; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько перемещена вперед, чем при произнесении звука С, вследствие чего полость между языком и резцами значительно сокращается (сужается); боковые края языка шире, чем при произнесении звука С и более направленно касаются неба, образуя более узкий проход для воздуха.
Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.
Голосовые связки – разомкнуты и не вибрируют.
Звучание – звучит мягко, глухо; шум выше, чем при произнесении твердого С.
Артикуляция звука З:
Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного.
Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.
Язык – кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя и средняя часть спинки языка несколько выше приподнимается к верхним деснам, чем при произнесении звука С, но напряжение языка несколько слабее и в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих С и С’; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.
Мягкое небо – поднято, закрывая проход воздушной струе в носовую полость.
Голосовые связки – сомкнуты и вибрируют.
Воздушная струя – узкая, холодная, но слабее и менее напряжена, чем при произнесении звука С.
Артикуляция звука З’:
Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного.
Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.
Язык – кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол, вибрирует; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько подвинута вперед к верхним деснам, чем при произнесении звука З, щель в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при произнесении глухих С и С’; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края шире и плотнее, чем при произнесении звука З прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, (закрывая проход воздушной струе по бокам), напряжены, касаются неба, образуя более узкий проход воздуха.
Еще о педагогике:
Констатирующий эксперимент по изучению умений
младших школьников воспринимать и осмысливать текст по заголовку
Эксперимент проводился во втором классе «б» школы №76 г. Новокузнецка. В эксперименте приняли участие 15 школьников из этого класса. Цель эксперимента: провести диагностику умений младших школьников воспринимать и осмысливать заголовок текста, понимать содержание художественного текста на основе ра ...
Характеристика цифровой и словесной оценок
Характеристика цифровой оценки (отметки): "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логи ...
Функции контроля
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, ...