Артикуляция звуков С, С’, З, З’, Ц.
прежде чем рассматривать недостатки произношения свистящих звуков С, С’, З, З’, Ц надо знать их правильную артикуляцию.
Артикуляция звука С:
Губы – не напряжены, растянуты, как при улыбке.
Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.
Язык – кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя часть спинки языка широкая, она поднимается к верхним деснам и образует с ними линию в форме желобка; средняя часть спинки языка образует по середине продольный желобок, задняя часть спинки языка незначительно поднята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздуха к струе по бокам.
Мягкое небо – поднято, закрывая проход воздушной струе в ротовую полость.
Голосовые связки – разомкнуты и не вибрируют; воздушная струя узкая, холодная.
Звучание – шум, похожий на свист.
Артикуляция звука С’:
Губы – растянуты в «улыбку» больше, чем при произнесении звука С, и напряжены.
Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.
Язык – кончик языка за нижними резцами, сильнее упирается в резцы; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько перемещена вперед, чем при произнесении звука С, вследствие чего полость между языком и резцами значительно сокращается (сужается); боковые края языка шире, чем при произнесении звука С и более направленно касаются неба, образуя более узкий проход для воздуха.
Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.
Голосовые связки – разомкнуты и не вибрируют.
Звучание – звучит мягко, глухо; шум выше, чем при произнесении твердого С.
Артикуляция звука З:
Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного.
Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.
Язык – кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя и средняя часть спинки языка несколько выше приподнимается к верхним деснам, чем при произнесении звука С, но напряжение языка несколько слабее и в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих С и С’; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.
Мягкое небо – поднято, закрывая проход воздушной струе в носовую полость.
Голосовые связки – сомкнуты и вибрируют.
Воздушная струя – узкая, холодная, но слабее и менее напряжена, чем при произнесении звука С.
Артикуляция звука З’:
Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного.
Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.
Язык – кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол, вибрирует; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько подвинута вперед к верхним деснам, чем при произнесении звука З, щель в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при произнесении глухих С и С’; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края шире и плотнее, чем при произнесении звука З прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, (закрывая проход воздушной струе по бокам), напряжены, касаются неба, образуя более узкий проход воздуха.
Еще о педагогике:
Уголок природы в старшей группе
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаютс ...
Принцип прочности
Принцип прочности - основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях. Принцип прочности подытоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечени ...
Понятие творчества
Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Главный критерий, отличающий творчество от производства - уникальность его результата, так как в процессе творчества автор определенные аспекты своей личности. ...