Меры по предупреждению эмоциональных и речевых нарушений у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Статьи о педагогике » Предупреждение и преодоление депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей раннего возраста » Меры по предупреждению эмоциональных и речевых нарушений у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Страница 6

На третьем году совершенствуется умение воспринимать сюжетные инсценировки с большим числом персонажей и действий. Детям этой возрастной группы на занятиях показывают сказки «Теремок», «Репка» и др.

Кроме того, дети начинают овладевать умением понимать рассказы о событиях, знакомых им по прошлому опыту (без показа предметов, игрушек, картин). После 2 лет 6 месяцев они понимают смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в их личном опыте но состоящих из знакомых им элементов. Поэтому среди специальных занятий по развитию речи рассказывание занимает большое место.

Таким образом, на третьем году жизни у ребенка, при условии адекватной коррекционной поддержки со стороны взрослого, может наблюдаться значительный прогресс в развитии понимания речи.

Достаточный уровень развития понимания речи, ориентировка в окружающем, частое общение со взрослыми – все это будет способствовать развитию активного словаря ребенка. В становлении активной речи большую роль играет формирование способности подражать и осваивать общение всеми доступными средствами (выразительный взгляд, указательный жест, облегченные слова, звукоподражания и т.п.).

Взрослый использует режимные моменты с целью пополнения активного словаря ребенка словами, обозначающими близких ему людей, знакомые предметы, игрушки. Расширяет речевое общение детей, побуждая их к диалогу всеми доступными для него средствами. Следует также побуждать ребенка переходить от общения с помощью жестов и мимики к использованию речевых средств: слов и звукосочетаний. С этой целью в процессе общения следует вовлекать в диалог детей, владеющих речевыми навыками и детей, которым активная речь не дается или дается с большим трудом.

С 1,5 лет особенно важно как можно больше внимания уделять развитию активной речи. Вначале ребенка побуждают произносить те слова, которые он не только понимает, но и наиболее часто использует: названия предметов, действий с ними, их качества и др. Взрослый дает образец построения фразы из слов, которыми владеет ребенок. Таким образом, он учится пользоваться словами для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пусти и т.п.), правильно называть некоторые трудовые действия (подметать, мыть, гладить и пр.).

Одним из условий развития активной речи является воспитание потребности в речевом общении со взрослым. Успешность решения этой задачи зависит от умения взрослого заинтересовать ребенка, найти живой, доступный ему повод для общения. Наиболее удачными являются ситуации действий с предметами обихода и игрушками.

В процессе непосредственного общения с ребенком, в игре, в режимных процессах взрослый не ставит задачи прямого обучения речи, как это происходит на занятиях. Он организует совместные действия и наблюдения, стремясь вызвать детей на речевой контакт, использовать любые конкретные поводы, побуждающие их к разговорам.

Во время разговора с ребенком взрослый применяет самые разнообразные приемы: называет предмет, просит показать «где, то-то», объясняет качество предметов (мяч большой, маленький, водичка холодная, теплая, кисель сладкий и пр.), спрашивает «кто это», просит выполнить поручения (покажи, дай, принеси, сделай), дает ребенку поручения, требующие применения активной речи.

Обучение названиям действий происходит в процессе показа способов действий с предметами и игрушками с помощью вопросов типа: «Что ты делаешь? Что ты будешь делать?» и т.д.

Взрослый, стремясь поддержать любое обращение ребенка к нему, переводит эмоциональные, двигательные, мимические реакции в речевые. Иногда имеет смысл разыграть ситуацию непонимания, чтобы ребенок повторил просьбу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще о педагогике:

Эволюционная, или ложная, дисграфия
Специфические ошибки следует отграничивать от так называемой эволюционной, или ложной, дисграфии, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности. Ошибки начинающих обучение школьников могут быт ...

Этапы проектной деятельности
По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя следующие основные этапы: этап предпроектной подготовки, этап планирования, организационно-исследовательский этап и этап представления получен ...

Опытно-экспериментальное исследование по развитию конструктивных умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 11 комбинированного типа г. Комсомольска-на-Амуре в 2009-2010 учебном году с детьми 5-го года жизни, условно разделённых на две группы по восемь человек. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление условия сформированности конструктивны ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru