Меры по предупреждению эмоциональных и речевых нарушений у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Статьи о педагогике » Предупреждение и преодоление депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей раннего возраста » Меры по предупреждению эмоциональных и речевых нарушений у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Страница 6

На третьем году совершенствуется умение воспринимать сюжетные инсценировки с большим числом персонажей и действий. Детям этой возрастной группы на занятиях показывают сказки «Теремок», «Репка» и др.

Кроме того, дети начинают овладевать умением понимать рассказы о событиях, знакомых им по прошлому опыту (без показа предметов, игрушек, картин). После 2 лет 6 месяцев они понимают смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в их личном опыте но состоящих из знакомых им элементов. Поэтому среди специальных занятий по развитию речи рассказывание занимает большое место.

Таким образом, на третьем году жизни у ребенка, при условии адекватной коррекционной поддержки со стороны взрослого, может наблюдаться значительный прогресс в развитии понимания речи.

Достаточный уровень развития понимания речи, ориентировка в окружающем, частое общение со взрослыми – все это будет способствовать развитию активного словаря ребенка. В становлении активной речи большую роль играет формирование способности подражать и осваивать общение всеми доступными средствами (выразительный взгляд, указательный жест, облегченные слова, звукоподражания и т.п.).

Взрослый использует режимные моменты с целью пополнения активного словаря ребенка словами, обозначающими близких ему людей, знакомые предметы, игрушки. Расширяет речевое общение детей, побуждая их к диалогу всеми доступными для него средствами. Следует также побуждать ребенка переходить от общения с помощью жестов и мимики к использованию речевых средств: слов и звукосочетаний. С этой целью в процессе общения следует вовлекать в диалог детей, владеющих речевыми навыками и детей, которым активная речь не дается или дается с большим трудом.

С 1,5 лет особенно важно как можно больше внимания уделять развитию активной речи. Вначале ребенка побуждают произносить те слова, которые он не только понимает, но и наиболее часто использует: названия предметов, действий с ними, их качества и др. Взрослый дает образец построения фразы из слов, которыми владеет ребенок. Таким образом, он учится пользоваться словами для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пусти и т.п.), правильно называть некоторые трудовые действия (подметать, мыть, гладить и пр.).

Одним из условий развития активной речи является воспитание потребности в речевом общении со взрослым. Успешность решения этой задачи зависит от умения взрослого заинтересовать ребенка, найти живой, доступный ему повод для общения. Наиболее удачными являются ситуации действий с предметами обихода и игрушками.

В процессе непосредственного общения с ребенком, в игре, в режимных процессах взрослый не ставит задачи прямого обучения речи, как это происходит на занятиях. Он организует совместные действия и наблюдения, стремясь вызвать детей на речевой контакт, использовать любые конкретные поводы, побуждающие их к разговорам.

Во время разговора с ребенком взрослый применяет самые разнообразные приемы: называет предмет, просит показать «где, то-то», объясняет качество предметов (мяч большой, маленький, водичка холодная, теплая, кисель сладкий и пр.), спрашивает «кто это», просит выполнить поручения (покажи, дай, принеси, сделай), дает ребенку поручения, требующие применения активной речи.

Обучение названиям действий происходит в процессе показа способов действий с предметами и игрушками с помощью вопросов типа: «Что ты делаешь? Что ты будешь делать?» и т.д.

Взрослый, стремясь поддержать любое обращение ребенка к нему, переводит эмоциональные, двигательные, мимические реакции в речевые. Иногда имеет смысл разыграть ситуацию непонимания, чтобы ребенок повторил просьбу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще о педагогике:

Концептуальные подходы к организации воспитательной работы в шестой школьный день
Сегодня одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений системы образования, является организация воспитательной работы в шестой школьный день. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего об ...

Формирующий эксперимент по развитию декоративного творчества старших дошкольников
Формирующий эксперимент проводился с 4 февраля по 2 марта 2008 года. В процессе проведения формирующего эксперимента мы выявили педагогические условия развития детского декоративного творчества. Первое условие - учёт опыта детей, который они приобрели. Мы остановили свой выбор на организации кружко ...

Функции контроля
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru