Констатирующий эксперимент по изучению умений младших школьников воспринимать и осмысливать текст по заголовку

Статьи о педагогике » Приемы работы над заголовком текста в начальной школе » Констатирующий эксперимент по изучению умений младших школьников воспринимать и осмысливать текст по заголовку

Страница 1

Эксперимент проводился во втором классе «б» школы №76 г. Новокузнецка. В эксперименте приняли участие 15 школьников из этого класса.

Цель эксперимента: провести диагностику умений младших школьников воспринимать и осмысливать заголовок текста, понимать содержание художественного текста на основе работы его с заголовком.

В ходе эксперимента оценивались следующие критерии:

1. Умение анализировать заголовок, задавать вопросы к заголовку (предтекстовый этап).

2. Умение прогнозировать содержание текста на основе заголовка (предтекстовый этап).

3.Умение озаглавливать части прочитанного произведения (текстовый этап).

4.Умение различать основную идею или тему произведения, выраженную в его заголовке (послетекстовый этап).

4.Умение выражать в заголовке основную мысль прочитанного произведения (послетекстовый этап).

Для оценки данных критериев нами была разработана анкета из 6 вопросов. Каждый вопрос оценивался следующим образом:

Правильный и полный ответ, выполненное задание – 2 балла;

Правильный, неполный ответ, не до конца выполнено задание - 1 балл;

Отсутствие ответа, не выполнено задание – 0 баллов.

Анкетирование проводилось с каждым ребенком отдельно в виде свободной беседы и выполнения заданий в письменном виде. Были выбраны два произведения уже знакомых второклассникам авторов И. Крылова и Н. Носова. Дети изучали ранее басни Крылова «Ворона и лисица», «Кукушка и петух», а также ознакомились с рассказами Н. Носова «Мишкина каша», «Фантазеры». Для эксперимента были выбраны басня И. Крылова «Мартышка и очки» и рассказ Н. Носова «Огурцы».

Первые пять вопросов при работе с басней задавались до прочтения произведений. Объявлялось название произведения - «Мартышка и очки» и преподаватель спрашивал ребенка:

1. С какими произведениями с похожими заголовками ты познакомился на уроках чтения?

2. Кто автор этих произведений?

3. Как называется жанр этих произведений?

4. Как ты думаешь, какие вопросы, на которые можно найти ответ в тексте, можно задать к этой басне? Запиши эти вопросы.

5. О чём может рассказывать текст с таким названием?

Затем на уроке чтения дети прослушивали чтение басни Крылова учителем и еще раз запись на грампластинке.

После этого детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

6. Нашел ли ты ответы на составленные тобой вопросы в тексте произведения?

7.Какие еще названия можно придумать к этому произведению? Запиши.

8. Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?

9. Прочитай слова, в которых выражена идея басни.

Перед чтением рассказа Н. Носова учитель задавал следующие вопросы:

Вспомни, какие произведения Н.Н. Носова мы уже изучали.

Скажи, кто являлся главными героями этих произведений?

Как ты думаешь, о чём будет это произведение?

После чтения произведения учителем, ребенку предлагается ответить на вопрос и выполнить задания:

4.Совпало ли твое предположение о содержании текста перед его прочтением и после прочтения? Почему не совпало или совпало?

5. Прочитай текст небольшими фрагментами и озаглавь каждый фрагмент.

6. Название рассказа «Огурцы» выражает идею или тему произведения?

7. Придумай такое название рассказа, чтобы оно выражало основную идею произведения.

Результаты эксперимента представлены в Приложении 1 Таблицах 1-3 и Протоколе 1-2.

По результатам обследования детей нами были выделены три уровня умений младших школьников воспринимать и осмысливать заголовок текста:

25-32 балла – высокий уровень умений;

17-24 балла – средний уровень умений;

0-17 баллов – низкий уровень умений.

Дети с высоким уровнем умений проводят сопоставление заголовка с названиями уже изученных произведений, на предтекстовом этапе могут предположить содержание произведения, составляют по заголовку развернутые вопросы, т.е. у детей хорошо развит механизм прогнозирования. Дети легко разбивают прочитанный текст на смысловые фрагменты, выделяют основную мысль этих фрагментов и озаглавливают их. Без затруднений выделяют тему и идею текста и соотносят их с заголовком, дают собственные заглавия произведения.

У детей со средним уровнем умений механизм прогнозирования развит в недостаточной мере, они не всегда могут по заголовку предвосхитить содержание текста или высказывают неверные предположения, это говорит о недостаточности читательского опыта этих детей. Дети не всегда верно разбивают текст на смысловые фрагменты, выделяют основную мысль, озаглавливают фрагменты. Иногда допускают ошибки в различении того, что высказывает заголовок - тему или идею произведения. Дети дают собственные заглавия тексту, но они близки к авторскому по звучанию, например: «Разбитые очки» или «Мартышкины очки» по басне Крылова.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Виды контроля
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому прово­дится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - ана­лиз ...

Особенности традиционных методов чтения
Люди читают сотни веков, но только в наше время остро встал вопрос о повышении скорости чтения. Основной причиной этого является резкое возрастание объемов информации, для усвоения и управления которыми требуется и существенное ускорение освоения информации. Как показывают исследования, скорость чт ...

Мультимедийная презентация. Требования к созданию мультимедийной презентации
Презентации – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слух ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru