Эксперимент проводился во втором классе «б» школы №76 г. Новокузнецка. В эксперименте приняли участие 15 школьников из этого класса.
Цель эксперимента: провести диагностику умений младших школьников воспринимать и осмысливать заголовок текста, понимать содержание художественного текста на основе работы его с заголовком.
В ходе эксперимента оценивались следующие критерии:
1. Умение анализировать заголовок, задавать вопросы к заголовку (предтекстовый этап).
2. Умение прогнозировать содержание текста на основе заголовка (предтекстовый этап).
3.Умение озаглавливать части прочитанного произведения (текстовый этап).
4.Умение различать основную идею или тему произведения, выраженную в его заголовке (послетекстовый этап).
4.Умение выражать в заголовке основную мысль прочитанного произведения (послетекстовый этап).
Для оценки данных критериев нами была разработана анкета из 6 вопросов. Каждый вопрос оценивался следующим образом:
Правильный и полный ответ, выполненное задание – 2 балла;
Правильный, неполный ответ, не до конца выполнено задание - 1 балл;
Отсутствие ответа, не выполнено задание – 0 баллов.
Анкетирование проводилось с каждым ребенком отдельно в виде свободной беседы и выполнения заданий в письменном виде. Были выбраны два произведения уже знакомых второклассникам авторов И. Крылова и Н. Носова. Дети изучали ранее басни Крылова «Ворона и лисица», «Кукушка и петух», а также ознакомились с рассказами Н. Носова «Мишкина каша», «Фантазеры». Для эксперимента были выбраны басня И. Крылова «Мартышка и очки» и рассказ Н. Носова «Огурцы».
Первые пять вопросов при работе с басней задавались до прочтения произведений. Объявлялось название произведения - «Мартышка и очки» и преподаватель спрашивал ребенка:
1. С какими произведениями с похожими заголовками ты познакомился на уроках чтения?
2. Кто автор этих произведений?
3. Как называется жанр этих произведений?
4. Как ты думаешь, какие вопросы, на которые можно найти ответ в тексте, можно задать к этой басне? Запиши эти вопросы.
5. О чём может рассказывать текст с таким названием?
Затем на уроке чтения дети прослушивали чтение басни Крылова учителем и еще раз запись на грампластинке.
После этого детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
6. Нашел ли ты ответы на составленные тобой вопросы в тексте произведения?
7.Какие еще названия можно придумать к этому произведению? Запиши.
8. Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?
9. Прочитай слова, в которых выражена идея басни.
Перед чтением рассказа Н. Носова учитель задавал следующие вопросы:
Вспомни, какие произведения Н.Н. Носова мы уже изучали.
Скажи, кто являлся главными героями этих произведений?
Как ты думаешь, о чём будет это произведение?
После чтения произведения учителем, ребенку предлагается ответить на вопрос и выполнить задания:
4.Совпало ли твое предположение о содержании текста перед его прочтением и после прочтения? Почему не совпало или совпало?
5. Прочитай текст небольшими фрагментами и озаглавь каждый фрагмент.
6. Название рассказа «Огурцы» выражает идею или тему произведения?
7. Придумай такое название рассказа, чтобы оно выражало основную идею произведения.
Результаты эксперимента представлены в Приложении 1 Таблицах 1-3 и Протоколе 1-2.
По результатам обследования детей нами были выделены три уровня умений младших школьников воспринимать и осмысливать заголовок текста:
25-32 балла – высокий уровень умений;
17-24 балла – средний уровень умений;
0-17 баллов – низкий уровень умений.
Дети с высоким уровнем умений проводят сопоставление заголовка с названиями уже изученных произведений, на предтекстовом этапе могут предположить содержание произведения, составляют по заголовку развернутые вопросы, т.е. у детей хорошо развит механизм прогнозирования. Дети легко разбивают прочитанный текст на смысловые фрагменты, выделяют основную мысль этих фрагментов и озаглавливают их. Без затруднений выделяют тему и идею текста и соотносят их с заголовком, дают собственные заглавия произведения.
У детей со средним уровнем умений механизм прогнозирования развит в недостаточной мере, они не всегда могут по заголовку предвосхитить содержание текста или высказывают неверные предположения, это говорит о недостаточности читательского опыта этих детей. Дети не всегда верно разбивают текст на смысловые фрагменты, выделяют основную мысль, озаглавливают фрагменты. Иногда допускают ошибки в различении того, что высказывает заголовок - тему или идею произведения. Дети дают собственные заглавия тексту, но они близки к авторскому по звучанию, например: «Разбитые очки» или «Мартышкины очки» по басне Крылова.
Еще о педагогике:
Устаревшие слова как один из пластов русской лексики
Смысловая сторона слов все больше привлекает к себе внимание исследователей языка. Понятия «лексика» и «лексикология» наиболее подробно раскрыты Д.Н. Шмелевым . Лексикой называют словарный состав языка, причем слова в этом случае имеют в виду в их индивидуальных (лексических – в противоположность г ...
Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были вы ...
Динамика развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у
детей дошкольного возраста
Исследования развития движений рук ребёнка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов), т. к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действ ...