Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников и их отношения к астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников и их отношения к астрономии

Страница 3

Высокий уровень ШСМ говорит о понимании учениками ответственности за свои поступки и нужности себя обществу, Родине. ШСМ подкрепляют стремление человека познать мир, ориентируют на достижение определённого уровня развития «Я» в этом обществе. Убеждение, что мир вокруг можно изменить, быть активным участником этих событий показывает на сформированность долга у учеников 10В класса. Доминирование ШПМ, УПМ и МС говорят об осознанном стремлении познавать мир, изучать его устройство, структуру происходящего; направленном стремлении учеников расширять свой кругозор. Учёбу ребята воспринимают как способ познания себя и понимания окружающего, причём важна самостоятельность в поиске решаемых ими задач; учителя выступают для них в роли помощников, сравнивающих вместе с ними разные способы работы, дополняющих новыми сведениями. Они осознают себя как субъектов учебной деятельности и источников активности в учении. Старшеклассники начинают осознавать себя как развивающуюся и динамичную личность, понимающую своё предназначение и возможности, способную конструировать будущее, однако о понимании учёбы как способе изменить себя они задумываются мало.

Средне развиты мотивы социального сотрудничества, характеризующие самый высокий уровень развития (МСС). Для 10В класса характерно стремление действовать самостоятельно, решая какие-либо задачи, а потом уже делиться наработанным в процессе общения. Старшеклассники могут помогать другим людям ради общего блага, но после того, как будет достигнуто их собственное хорошее состояние (например, психологическое). Выработке вместе решать какие-либо (ученические) вопросы в классе препятствуют привитие только индивидуализма (в учёбе) и попустительский стиль классного руководства. Общение и взаимодействие между ребятами заканчивается на уровне неформальных групп. Отличительным фактом во взаимоотношениях в 10В является то, что полгода в сформированном заново классе некоторые ребята не знали, как зовут других, а их нестремление взаимодействовать (по невыясненным причинам) со всеми оставалось нормой и приветствовалось. Ребята стремятся сотрудничать в неформальной деятельности, где определяющим становится взаимодействие по достижению общей цели, но не у всех есть заинтересованность в решении проблем или выполнении работы как можно лучше, они могут замкнуться, не высказав своего мнения, полезного для достижения общей цели. Не имея сформированных мотивов сотрудничества им трудно понять других и самим быть понятыми.

Особенностью класса является также слабая выраженность позиционных (ПМ) мотивов. Ребята независимы от окружающих людей в стремлении учиться и познавать мир, у них не выражена ориентация к одобрению со стороны или потребность тянуться за кем-либо, т.к. это класс лидеров и работающих учеников, по сути, для них не важен социальный статус. Друзей старшеклассники выбирают не по успешности в учёбе, а по душевной близости, внутренним качествам, умению понять, отзывчивости, действенной помощи другим людям, те, на кого можно положиться.

Стремлению понять себя и быть понятым в обществе соответствует направленность старшеклассников на общение, что подтверждает их склонность поддерживать отношения с другими, работать вместе, часто правда в ущерб выполнению конкретных заданий. По результатам диагностики (см. приложение №10) в среднем этой направленности соответствуют 35 баллов, (''Я''-24, ''Д''-22). Искренность, стремление помочь другим, душевность, потребность в эмоциональных контактах отличают, по словам учителей учеников 10В класса школы №39. Ребята же ценят в наставниках умение создать добрую атмосферу на уроке, чтобы можно было высказать своё мнение, заинтересовать предметом, проявляя интерес к каждому. Им не нравится, когда учителя не скрывают несимпатию к кому-то или вызывают дух соперничества в коллективе. Неотъемлемыми чертами классных руководителей, по их мнению, должны быть доступность и авторитетность, а потом уже требовательность. Ребята видят цель школы в воспитании качеств, помогающих взаимодействовать с людьми и развитии индивидуальных качеств, но пока не осознают важнейшей цели – научить решать жизненные задачи. Они могут игнорировать других, не выполнять доверенную им работу, что считают нормой. Важность для сегодняшних школьников личного первенства и неуважительное отношение к ''чужим'' наряду с раздражительностью, властностью позволяют сделать вывод о преобладании у них ориентации на себя и неокончательном развитии ориентации на дело.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Педагогическое наследие
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. коменский педагогическое наследие педагог Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике "Дидактика" ...

Формы организации уроков трудового обучения посредством техники оригами
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Что же такое «формы организации обучения», какова их сущность? В современной дидактике сложилось парадоксальная ситуация. Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др.) ...

Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований по влиянию телевидения на воспитание духовно-нравственных ценностей
За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее, результаты ис ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru