Ученики 10В класса устремлены в будущее, пусть даже мир, в котором они живут, вызывает у них часто фаталистичные переживания: миром правит зло, корысть, деньги, ложь, желание выделиться и бессмысленно что-либо загадывать на будущее (40,7%). В целом тенденция пессимистического отношения к своему будущему может рассматриваться как вариант психологической защиты личности в новых социально-психологических условиях жизни. Однако, даже если ''негативная энергия правит людей, в каждом человеке чувство зависти, ненависти по отношению к другим'', ребята считают, что могут контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь (48,33%). Отсюда в структуре ценностных ориентаций преобладают такие ценности как самоконтроль, способность ''рационально мыслить'', ответственность, смелость в отстаивании своих позиций, познавательные ценности (чтобы выучиться и потом поступить в Вуз), уметь материально устроиться в жизни, ''хорошо'' зарабатывать, благосостояние других, красота природы и искусства развлечения. Процесс жизни кажется ребятам интересным, эмоционально насыщенным, наполненным смыслом только на 24%. Локус контроля Я (Я — хозяин жизни), т.е. представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле развито на 39,3%. Неверие в свои силы контролировать события собственной жизни есть у 14,3%. Низкие баллы по шкале по результативности (удовлетворенности самореализацией) жизни говорят, что школьникам свойственна пока неудовлетворенность прожитой её частью, поэтому у них так сильны потребности самореализации, жизненной мудрости. Самоосознание произошло, ребята ищут теперь возможности осознать других.
Итак, в результате общей диагностики мы выявили, что у старшеклассников преобладает направленность на себя. В выборе целей ребята опираются на собственное продвижение по жизни, что говорит о доминировании ценностей ''личной жизни и выгоды'', их настроения, связанные с будущим, в половине случаев пессимистичны. Не смотря на достаточно высокую мотивацию познания (ШСМ, ШПМ, УПМ, ПМ) и стремление к общению в экспериментальном классе не развиты социальные мотивы сотрудничества и взаимопомощи. Но деятельностный подход к реализации целей развит у большинства ребят. По сравнению с другими старшеклассниками в 10В классе ребята более склонны к самопознанию и саморазвитию. Здесь есть возможность формирования мировоззрения на факультативных занятиях, так как у ребят сложились первоначальные представления об устройстве мира (физическая картина мира) и есть заинтересованность сотрудничать с учителем. Но астрономия воспринимается учащимися как не основной, неглавный предмет, и то, что он служит цели формирования мировоззрения, осознают немногие.
Еще о педагогике:
Гражданское воспитание сегодня
На протяжении уже многих лет трансформаций и реформ в образовательной сфере проблема воспитания в нашей стране остается нерешенной, особенно на высоком официально-административном уровне. Во многом это объясняется отсутствием национальной идеи, идеологии. И как следствие, стратегии развития России ...
Применение игровых технологий на уроках английского языка как один из путей
формирования познавательного интереса учащихся
Английский язык занимает особое место среди школьных дисциплин. Являясь основным интернациональным языком, показывает гуманистическую сущность знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной ...
Преемственность дошкольного и школьного образования. Роль игры в обучении
детей шестилеток
Понятие преемственности - одно из самых используемых и дискутируемых тем конференций, семинаров, "круглых столов" и симпозиумов по проблемам образования. Чтобы разобраться в преемственности дошкольного и школьного образования с психологической точки зрения, попробуем разобраться, в чем со ...