Ученики 10В класса устремлены в будущее, пусть даже мир, в котором они живут, вызывает у них часто фаталистичные переживания: миром правит зло, корысть, деньги, ложь, желание выделиться и бессмысленно что-либо загадывать на будущее (40,7%). В целом тенденция пессимистического отношения к своему будущему может рассматриваться как вариант психологической защиты личности в новых социально-психологических условиях жизни. Однако, даже если ''негативная энергия правит людей, в каждом человеке чувство зависти, ненависти по отношению к другим'', ребята считают, что могут контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь (48,33%). Отсюда в структуре ценностных ориентаций преобладают такие ценности как самоконтроль, способность ''рационально мыслить'', ответственность, смелость в отстаивании своих позиций, познавательные ценности (чтобы выучиться и потом поступить в Вуз), уметь материально устроиться в жизни, ''хорошо'' зарабатывать, благосостояние других, красота природы и искусства развлечения. Процесс жизни кажется ребятам интересным, эмоционально насыщенным, наполненным смыслом только на 24%. Локус контроля Я (Я — хозяин жизни), т.е. представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле развито на 39,3%. Неверие в свои силы контролировать события собственной жизни есть у 14,3%. Низкие баллы по шкале по результативности (удовлетворенности самореализацией) жизни говорят, что школьникам свойственна пока неудовлетворенность прожитой её частью, поэтому у них так сильны потребности самореализации, жизненной мудрости. Самоосознание произошло, ребята ищут теперь возможности осознать других.
Итак, в результате общей диагностики мы выявили, что у старшеклассников преобладает направленность на себя. В выборе целей ребята опираются на собственное продвижение по жизни, что говорит о доминировании ценностей ''личной жизни и выгоды'', их настроения, связанные с будущим, в половине случаев пессимистичны. Не смотря на достаточно высокую мотивацию познания (ШСМ, ШПМ, УПМ, ПМ) и стремление к общению в экспериментальном классе не развиты социальные мотивы сотрудничества и взаимопомощи. Но деятельностный подход к реализации целей развит у большинства ребят. По сравнению с другими старшеклассниками в 10В классе ребята более склонны к самопознанию и саморазвитию. Здесь есть возможность формирования мировоззрения на факультативных занятиях, так как у ребят сложились первоначальные представления об устройстве мира (физическая картина мира) и есть заинтересованность сотрудничать с учителем. Но астрономия воспринимается учащимися как не основной, неглавный предмет, и то, что он служит цели формирования мировоззрения, осознают немногие.
Еще о педагогике:
Сущность и формирование эстетического воспитания и поведения
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. В общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительнос ...
Рисунок мелом на классной доске
Наибольшее распространение рисунок мелом на классной доске получил во второй половине XIX века, т.е. в тот период, когда рисование было введено в школах, как обще образовательный предмет. Историки считают, что одним из первых педагогов, который предложил использовать классную доску и мел на первона ...
«Активные" методы обучения
За последние годы все большее внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся. Обычно их называют «активными методами обучения». Из таких методов наибол ...