Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников и их отношения к астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников и их отношения к астрономии

Страница 7

Поученные данные говорят о целесообразности проведения в 10В классе занятий по астрономии, т.к. ребятам действительно интересно происходящее вокруг и внутри них; они активны, добродушны, целеустремлённы. При живом интересе к астрономии условия формирования мировоззрения на разработанных клубно-факультативных занятиях у них наилучшие.

Для более подробной характеристики мировоззрения учеников 10В класса как экспериментального школы №39 мы уделили особое внимание диагностике смысловой сферы: личностным смыслам и установками в жизни, ценностям, идеалами и смыслообразующим мотивам. С помощью разобранных ранее (см. 1.3.) методик было выявлено наличие цели в жизни у 49,2% ребят из класса, которая придает жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Причем долгосрочные цели (изменить жизнь в государстве, занять хорошее положение в жизни, достойно прожить жизнь) из них поставили 28,7%, среднесрочные (получить высшее образование, воспитать свою личность) – 6,4%, короткосрочные (поступить в Вуз) – 4%. Достижение цели направлено на себя у 83%, на других 17%. Особенностями направленности на себя являются самоорганизация, развитие внутреннего «Я» (25%): иметь терпение, силу воли, самоконтроль выработать старательность, быть честной (Наташа П., Настя К., Аня К.), проявить интерес, побороть лень, осознать смысл жизни (Дима П.), стремление к знаниям (Лена З., Альберт Г.), не злиться, не делать грехов, не испытывать отрицательных эмоций (Юля Кузн., Инна Г., Лена М.), попробовать всё, чтоб определиться в жизни (Ксения К.), показать свою значимость (Юля Кон., Денис П., Юля Кузн.); рационально-конструктивный подход к решению проблемы, опора на себя с ориентацией на социум, бережное к нему отношение (Катя К., Наташа П., Настя К., Аня К., Оля Б., Ксения К.) или противостояние ему (Дима П., Лена М.), стремление к успеху (Юля Кон., Денис П.). Те, кто ориентирован на других (на Государство), первыми задачами также ставят внутреннее развитие и самореализацию, но на предпоследнем этапе достижения цели (после окончания института и устройства личной жизни) отдают себя служению благу, ''чтобы быть полезными людям'', ''помогать нуждающимся'', ''прощать людей'', ''будущее зависит от нас'', ''помочь миру в какой-нибудь беде'' (Юля Кузн., Катя К., Лена З., Оксана С.). По сути, эти устремления характеризуют идеал учеников экспериментального класса.

Деятельностный подход к реализации целей у 90% ребят (''сделать всё, что в моих силах'', ''управлять своим будущим'', ''полностью выложиться для результата'', ''если захотеть, можно горы свернуть''), для остальных немаловажна и удача, элемент случая. Ребята целеустремленны, их планы имеют реальную опору в настоящем, подкрепляясь личной ответственностью за их реализацию. Важным в жизни считают: труд (23,8%), человеческие качества: уметь ценить людей, невозмутимость, важность других людей рядом (33,3%), помочь миру (14,2%), что еще раз подтверждает направленность ребят на себя, на дело, а потом – на взаимодействие. Можно сделать вывод, что основным мотивом, которыми руководствуются часто ученики, является самовыражение и самореализация, а потом уже благо для других. Все ученики 10В класса четко представляют будущее, у них нет инфантильности. Постараться отлично (хорошо) закончить 10 класс, всё понимая и делая успехи, школу, поступить в Вуз, хорошо учиться в институте, (поучить второе образование) найти хороших друзей, устроить семейную жизнь, найти хорошую работу, сделать хорошую карьеру (открыть магазин, или торговый комплекс, центр бесплатного образования и спорта для сирот), сохранить друзей, воспитать детей, обеспечить их будущее – таковы основные этапы движения к цели (с малыми расхождениями в зависимости от человека) у 66,7% ребят. Нужно отметить, что те, кто пока не определился с целью жизни, находятся в поиске, осознавая выбор её главным этапом в жизни. Поэтому среди остановок – приближений к цели у этих ребят (25%) есть ответы: найти себе цель (16%), понять, нужна ли она (8%), думать (8%). Осознают ответственность за себя, за свои мысли, действия, поступки 57,14% учеников контрольного класса. Мерой нравственного развития здесь выступает принятие ответственности за других. Так, ученики 10В класса держат ответ за: близких и друзей – 9,5%, родных – 9,5%, других людей – 4,8%, животных, природу, свои веши – 4,8%, за что-то важное, тайное – 4,8%.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Проблема лидерства в психолого-педагогической литературе
Проблема лидерства привлекала к себе внимание на протяжении веков. Сегодня ученые – педагоги, психологи, социологи и философы, изучая стремление к лидерству как проявление «творческого инстинкта» человека, опираются на типологию авторитета, разработанную М. Вебером, который выдвигает в деле развити ...

Учебные подразделения — основа организации учебного процесса
Организация учебного процесса производится учебными подразделениями высшего учебного заведения (факультетами, кафедрами, отделениями и т. д.). Основным нормативным документом, который определяет организацию учебного процесса в конкретном направлении образования или квалификационной подготовки, явля ...

Организация работы по формированию нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством краеведческого материала
На следующем этапе мы приступили к формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных ценностных ориентаций и углублению знаний истории и культуры родного поселка. Как было сказано выше, дети экспериментальной группы очень редко проводились экскурсии за пределы детского сада. Перед нам ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru