Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников и их отношения к астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников и их отношения к астрономии

Страница 4

Исследуя развитие интеллектуальной сферы старшеклассников, составляющей наряду с побуждающе-мотивационной и действенно-практической компоненты формирующегося мировоззрения, мы особое внимание обратили на представления их об окружающем мире, знания и понятия, умение ими оперировать с точки зрения естественнонаучной картины мира, продиагностировали уровень знаний по астрономии и желание заниматься по этому предмету

Из ответов на вопрос «Человек – это » можно сказать, что старшеклассники начинают формировать представление о человеке как об эволюционирующем существе (4%), пусть даже ''самом разумном на Земле с высокими нравственными качествами'' (11%), но часто делающим ошибки (по неразумности): жизнь 'только для себя', уничтожение природы (3%). В представлении школьников человек выступает как на уровне биологического существа, индивида (16%), так и целостной личности, индивидуальности, ''имеющей собственное мировоззрение и самосознание'' (74% в 10В экспериментальном классе, из остальных 102 человек-27%). Определения человека через Любовь, взаимодействие с социумом, глубину мыслей и разумность позволяют очертить сферу идеалов и ценностных установок старшеклассников. Осознали неразрывную связь Космоса и человека 8% старшеклассников; то, что у него божественное происхождение, считают 4%, причём важно, что о развитии духовных качеств как необходимости для Человека в той или иной мере говорят 25% старшеклассников. Сложным составить какие-либо определения человека вопрос посчитали 8% и ограничились определением человека как живого существа 9% старшеклассников. Причины ухода от ответов видим в нежелании ребят раскрывать свои взгляды, либо думать над сущностью понятия, либо в неактуальности поиска своего «Я». Некоторую демонстративность, принятие себя такими, какие есть и одновременно восприятие себя целым миром (человек это Я) показали 5% школьников. Определяя образ человека, старшеклассник преломляет как свои идеалы, так и своё отношение к человечеству в образе своего «Я», поэтому многие характеристики школьников Человеку можно отнести к ним самим.

Жизнь представляется старшеклассникам ''дорогой с преградами и хорошими событиями из утробы матери к смерти'', которую ''каждый проходит по-своему'' (в среднем 36,6%), промежуток времени, за который нужно реализовать себя (10В- 15,2%) и принести пользу другим – Родине, близким, природе(10В- 6,6%). Жизнь прекрасным мгновеньем, полным радостью общения с миром, любовью, счастьем, пониманием 20,4% старшеклассников, это говорит о значимости для них высших нравственных качеств, стремлении найти их в своей жизни, оптимистичном настрое на будущее, так примерно 8,1% утверждает, что жить надо любить, а 3,1% из 127 опрошенных определяют бесконечность жизни, её божественность и возвышенность. Однако, видят в жизни только жестокий отбор, материальные наслаждения и бесполезность, простое существование (заключающееся в продолжении рода и функционировании органов), исключая хотя бы малую долю духовно-нравственного развития более 11% школьников, а нежелание думать, поверхностность в ''нет ответов'' демонстрируют 11% из 102 и 3% из 25 (10В класс) опрошенных.

Отличает экспериментальный класс от подавляющего большинства и то, что здесь для ребят важно совершенствование себя, познание, Движение (15,1% на фоне 7%), позволяющие им уделять внимание и себе и другим, сохранять индивидуальность.

Жизнь приобретает во Вселенной глобальный размах: это люди (с телом, духом и душой) и другие живые организмы на Земле, другие цивилизации на других планетах других галактик, частицы, это живой единый космос, у которого есть, по мнению 80% школьников, свои законы – так думают 20,3% опрошенных. Понимание Вселенной как бесконечности пространств и миров есть уже у 32,1% ребят. Здесь 10В показывает 64%, что говорит о сформированности у школьников физических представлений о материальности (пространстве и времени), что нельзя сказать об опрошенных 11-тиклассниках. Показательно, что целостность представлений о Вселенной среди 10-х классов (33,2%) больше, чем у 11-х классов (39,6). Желание узнать тайны космоса больше свойственно 10-классникам (по результатам опроса) – в 10В классе 40% на фоне17,7% у других 10-х классов, у 11-х – 4,2% (это показатель скудных познавательных интересов, тем более уход от ответа характерен для 8,4% 11-тиклассников, что говорит о поверхностном изучении и не вникании в суть).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Оригами как средство развития творческих способностей
Задача работы учителей младших школьников — забота о нравственном воспитании детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о развитии способностей, эстетических дарований. Педагог в школе имеет дело, прежде всего с целостной личностью ребенка. Каждый интересен своей уникал ...

Дидактические игрушки и игровые материалы
Основополагающую роль в познании окружающей среды для ребенка раннего возраста играют непосредственные действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета или игрушки. Как отмечает Л.Н. Павлова, «развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рацио ...

Анатомия птиц, полёт птиц
Одним из основных отличий пернатых от других групп позвоночных, является способность летать. Существует относительно небольшое количество (около 60 видов) нелетающих либо почти нелетающих птиц, однако все они в процессе эволюции так или иначе утратили это качество, которое имели их предки. Умение п ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru