Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников и их отношения к астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников и их отношения к астрономии

Страница 6

Ответы старшеклассников на вопрос:

«Когда следует изучать астрономию на факультативе»

классы

5

6

7

8

9

10

11

Кол-во выборов (из 127)

36

29

32

36

45

35

39

Старшеклассники считают, что первая цель изучения астрономии в составлении представлений о строении Мира (планеты, кометы, звёзды и др.) (вариант ответа 2: 47,6% в средн. Следующие важные цели: узнать историю развития Вселенной (3: 43,6%) и знать расположение звёзд на небе и уметь по ним ориентироваться(4: 43,6% в сред.). Интерес к 5 варианту ответа обусловлен стремлением узнать о возникновении Вселенной и человечества (5: 35,2% в сред.). Особенность 10В класса – стремление изучать астрономию с целью оформить своё мировоззрение (9: 28%), знать о космонавтах, учёных, (8: 20%) и чтобы понять смысл жизни (6: 16%) резонирует с целью хорошо провести время (7: 8%) или просто выбрасыванием его при изучении астрономии (1:8%), которые у остальных анкетируемых составляют соответственно 14,7% и 9,8%. Если поиск смысла жизни актуален для 13,7% из 102 человек, то к формированию мировоззрения школьникам придти пока трудно (6,9% из 100% возможных).

Анкетируемым мы предлагали задать интересующие вопросы по астрономии учителю, а также дать советы в проведении уроков. Результаты опроса говорят о желании старшеклассников больше выходить за пределы школы (в сред. 55,8%), организуя внеклассную деятельность с пользой для получения новых знаний (занятия, разговор с космонавтами (2%), посмотреть фильм (2,5%), побывать в институте, где преподаётся астрономия (2,5%) или съездить в планетарий(8,4%)), навыков и умений (увидеть звёзды в телескоп (2,9%), съездить на природу наблюдать за звёздами (9%), поспорить с философом (3%)). Старшеклассникам интересны вопросы устройства космоса, его свойства, взаимосвязь Солнечной системы и жизни на Земле (31% - контрольная группа, 56% - 10В); возникновения Вселенной и человечества (28% в 10В на фоне 7,8%); таинственные и загадочные явления в космосе, например, чёрные дыры, объяснение его бескрайности и структурной организованности по вселенским законам (в сред.13,3%), вопросы жизни на других планетах, условия на них, другие миры (12,8% в сред.), проблемы уфологии и паранормальных явлений (3,4% в сред.). Всё, что изучает астрономия, хотели бы узнать 6,4% из 127 опрошенных, но и ничего не нужно оказалось 7,8% из этих же 127 человек. Отношение к предмету задаёт учитель, поэтому часто при формальном преподавании, а не обучении оказывается столько много ''не желающих '' познавать новое, в частности, астрономические знания. Для ребят важен не пересказ учебника, а живой разговор о проблемах, гипотезах, теориях современной науки, не оторванной от жизни и прикованной к сухим, не поясненным формулам и задачам. Отсюда желание, чтобы учитель присмотрелся к каждому ученику, организовал индивидуальные занятия, жил для учеников, а не просто выдавал порции материала. Тогда и желающих открыть для себя мир астрономии окажется намного больше, а учеников, пренебрегающих предметом, не прискорбно много (21,4% из 102 человек), а намного меньше.

Предложения старшеклассников по организации занятий, желания ребят взаимодействовать с учителем как с помощником их стремление в живых, нестандартных формах проводить занятия, видеть каждого мы учли в разработанном клубно-факультативном курсе и в рекомендациях по проведению урочных занятий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Физические модели при отработке техники интегрирования
Использование свойств интеграла. №1. Вычислите силу давления воды на вертикальный прямоугольный шлюз с основанием 18 м и высотой 6 м. Решение. Сила давления воды зависит от глубины х погружения площадки: P(x)=ax, где а – площадь площадки. Получаем (т). №2. Тело массой 1 движется с ускорением, меняю ...

Самостоятельная работа и её роль в формировании знаний учащихся при изучении курса «Окружающий мир»
Особое место в модернизированном курсе «Окружающий мир» в малокомплектной школе занимает процесс формирования и развития самостоятельности школьников в познавательной деятельности. Успешное протекание этого процесса возможно при условии включения учащихся в самостоятельные работы с учетом формирова ...

Система по применению этикетных фраз и реплик на уроках английского языка
Целью обучения речевому этикету на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения. Важным является также развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, по ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru