Проблема лидерства привлекала к себе внимание на протяжении веков. Сегодня ученые – педагоги, психологи, социологи и философы, изучая стремление к лидерству как проявление «творческого инстинкта» человека, опираются на типологию авторитета, разработанную М. Вебером, который выдвигает в деле развития личности как насущную – задачу воспитания в лидере высоких нравственных качеств наряду с умственным развитием и физическим совершенством.
В современной зарубежной науке проблема лидерства переводится в план эмпирических исследований в малых группах, выявляющих психологические и социально-психологические аспекты лидерства (К. Левин, Х. Джайнотт, К. Фидлер, Дж. Морено и другие).
Среди существующих теоретических подходов к воспитанию лидерских качеств выделяются три наиболее известные: Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, Р.Д. Мубинова выделяют «теорию черт», пытаясь определить набор психологических черт, присущих лидеру. Среди черт личности лидера отмечены его коммуникативные и организаторские способности, активность, умеренная эмоциональная экспансивность, деятельная адаптивность и инновационность, а также высокие деловые и моральные качества.
«Ситуационная теория» утверждает, что лидерство – это продукт ситуации, т.е. свойства, черты или качества лидера оказываются относительными (А. Менегетти, Ф. Карделл, Р. Дилтс).
«Системная теория» лидерства рассматривает процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера – как субъект управления этим процессом (М. Хьюстон).
Для большинства отечественных исследователей лидерства характерно рассмотрение феномена лидерства в контексте совместной групповой деятельности, когда во главу угла ставятся не просто «ситуации», но и конкретные задачи групповой деятельности, в ходе которой определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать всю группу для решения этих задач. С этой точки зрения лидером является «член социальной группы, выдвигаемый в результате взаимоотношений ее членов в лидерской ситуации и способствующий организации, группы для достижения поставленной перед группой цели» (Р.Л. Кричевский, Б.Д. Парыгин, О.Ю. Бандурович, Л. Ершов, К. Корсак, Е.В. Осипова, А. Кузибецкий, Н.И. Шевандрин, А.С. Чернышев, Л.А. Беляева и др.). Ряд авторов делают акцент на соответствии ценности личности ценностям группы как важнейшем условии ее выдвижения в позицию лидера. Н.С. Жеребова пишет по этому поводу: «Для того, чтобы в малой группе начал действовать лидер, его представления о нормах и ценностях должны совпасть с подобными представлениями большинства группы».
М.Р. Битянова считает, что лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностными нормами, в ней сформировавшимися. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер группы. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Б.Д. Парыгин определяет типологию лидерства по трем основаниям:
а) по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель, выдвигающий задачу; исполнитель, организатор, «мозговой центр»; лидер,
Еще о педагогике:
Динамика анатомо-физиологического
развития детей раннего возраста
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Ранний детский возраст — от года до трех лет - называется ...
Концептуальные подходы к организации воспитательной работы в шестой
школьный день
Сегодня одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений системы образования, является организация воспитательной работы в шестой школьный день. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего об ...
Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи
Речевое воздействие (РВ) - воздействие субъекта на реципиента в процессе речевого общения в устной и письменной формах, которое осуществляется с помощью лингвистических, паралингвистических и символических средств и отличается особыми предметными целями говорящего, предполагающими изменение отношен ...