Но, несмотря на то, что есть материалы научных исследований, раскрывающих лингвистические, методические и психологические основы развития речи школьника, большинство учителей испытывают трудности в организации этого процесса, так как современных учеников невыразительна, однообразна или засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, письменные творческие работы указывают на бедность лексического запаса, заторможенность умений владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов. В таких условиях применение учебно-методических комплексов, направленных на развитие познавательных и творческих способностей, жизненно необходимо в сегодняшней школе.
Немалое внимание вопросам развития творческих способностей детей на уроках русского языка в начальной школе уделяется и в периодических изданиях. Так, издание «Начальная школа: плюс-минус» публикует на своих страницах полезную информацию по внедрению в урок элементов, активизирующих деятельность школьников.
Учитывая постоянный технический прогресс, немаловажное значение придается и электронным периодическим изданиям. Так, в Интернете есть газета «Начальная школа» - издание, которые существует и в бумажном варианте. Это старейший ежемесячный научно-методический журнал России (создан в 1933 г.), он является уникальным и универсальным методическим пособием: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, а так же официальные документы Министерства образования и науки РФ. У журнала «Начальная школа» есть профессиональный коллектив авторов, рецензентов и экспертов (учителя, воспитатели, методисты, преподаватели колледжей и ВУЗов, родители, библиотекари, сотрудники региональных и федеральных органов управления образования, академий и институтов повышения квалификации работников образования). Электронный ресурс газеты «Начальная школа» содержит в себе ряд разделов с удобной навигацией, позволяющей учителю найти нужные материалы для подготовки к уроку русского языка в начальной школе.
Таким образом, поскольку слово представляет собой основную единицу речи, от богатства и мобильности словаря школьника во многом зависит качество его речи и успешность общения. Наилучшим источником развития творческих способностей младшего школьника является живое общение и литература.
На сегодняшний день главной задачей образования становится не только овладение знаниями, но и развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.
Цель экспериментальной работы - предложить педагогические подходы для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- собрать практический материал по развитию творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и систематизировать его;
- выявить экспериментальным путем способности креативного мышления школьников 4классов.
В эксперименте участвовали учащиеся 4 классов, выборочная совокупность составила 30 человек, 4 «А» контрольный класс, 4 «Б» экспериментальный.
Основной задачей учителя на уроках русского языка является обучение школьника умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. К основным приемам развития творческих способностей относятся следующие:
- написание сочинений и изложений;
- рецензирование сочинений;
- игры «Экзамен», «Лингвистические угадайки» и иные;
- творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды;
- творческие задания на дом;
- задания типа «объясни…», «докажи…».
В соответствии с ними были разработаны критерии эффективности эксперимента по определению уровня развития творческих способностей на уроках русского языка в младшей школе. В их число входят:
степень развития творческих способностей учащихся в классе;
оригинальность, гибкость и беглость мышления.
Для реализации опытной экспериментальной работы были использованы тесты Э. Торренса на определение особенностей творческого воображения. Для того чтобы вызвать у младших школьников (присутствовало в классе на момент проведения эксперимента 16 человек) интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению, работа с тестами на уроке русского языка проходила в игровой форме.
Прежде чем были розданы карточки с заданиями, необходимо было объяснить учащимся, что они будут делать. Затем на листах каждый школьник указывает свою фамилию и имя, после чего начинается применение методики «Сочини на букву «П»».
Еще о педагогике:
Особенности декоративной композиции
Декоративные элементы для орнамента чаще всего находят в природе в виде листьев, цветов, плодов, животных, а также среди предметов и форм, созданных руками человека, его творческим воображением, фантазией. Выбранная для орнамента форма проходит сложный процесс преобразования, в результате чего она ...
Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи
Речевое воздействие (РВ) - воздействие субъекта на реципиента в процессе речевого общения в устной и письменной формах, которое осуществляется с помощью лингвистических, паралингвистических и символических средств и отличается особыми предметными целями говорящего, предполагающими изменение отношен ...
Понятия «Проектная деятельность» и «Метод проекта»
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новы ...