Обзор методической литературы

Страница 1

Ответственность учителя начальных классов исключительна, но в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, «что ученик должен знать?», но и формирование универсальных учебных действий, творческих способностей, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Требования к современной учебно-методической литературе по русскому языку для начальной школы основываются на специфике учебного предмета и распространяются на все виды учебно-методических материалов - на печатные издания, цифровые образовательные средства, библиотеки цифровых образовательных ресурсов, специализированные Интернет-сайты для профильного обучения.

Методическая литература, которая может быть использована в учебном процессе на уроках русского языка, содержит в себе рекомендации и упражнения, способствующие и развитию у учащихся творческих способностей. Для анализа были использованы методические пособия, составленные к учебному комплексу по русскому языку для 1 – 3 классов школы.

Теоретической основой обучения пониманию текста, заложенной в учебную книгу, является модель «идеального читателя» (Г.Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая), то есть система приемов понимания текста, к формированию которой следует стремиться в обучении.

Обучение младших школьников приемам понимания текста охватывает период с 1го по 4й класс. Его цель — помочь учителю, воспитателю, родителям в обучении ребенка приемам пони мания, которые он сможет самостоятельно применять тогда и в том порядке, который будет задавать конкретный текст.

Приемы понимания текста распределены в четыре группы (диалог с текстом, выделение концепта, включение воображения, внимание к слову). Обучение соответственно разбито на четыре этапа, каждый из которых имеет главную цель — формирование определенной группы приемов работы с текстом. Другие приемы так же присутствуют в обучении, но либо в качестве подготовительных упражнений для дальнейшей работы, либо в качестве повторения изученного на более высоком уровне трудности.

Рассмотрим, как организовано обучение пониманию. Логические основания обучения состоят в том, что о каждом приеме работы с текстом доступно и интересно рассказывается детям, пока заново его использование на конкретном примере, средствами учеб ной книги, организуется тренировка в применении данного приёма. Ученику предоставляется возможность сделать проверку своей работы над пониманием благодаря созданию условий для самоконтроля. Наконец, предполагается включение механизма переноса: при чтении любого текста, будь то параграф учебника истории или математическая задача, внимание ребенка обращается на необходимость применения приемов работы с книгой.

В соответствии с логикой обучения выстроено учебное пособие «Путешествие в Страну Книги». Учебный материал разделен на небольшие части, которые названы карточками. Карточки делятся на карточки-подсказки, тренировочные карточки и проверочные карточки.

Как любое учебное пособие, «Путешествие в Страну Книги» содержит страницы, где объясняется новый материал. Называются такие страницы карточки-подсказки. В этих карточках дается новая информация о тексте или приеме его понимания, приводится текстовый пример, на котором показано, как применить новые знания. У карточки-подсказки нет проверочной карточки, так как в ней все задания разобраны.

Большинство карточек в пособии тренировочные. Узнать тренировочную карточку просто. Она имеет два варианта — а и б (за исключением четвертой книги, где тренировочные карточки не делятся по вариантам). Цель тренировочной карточки — научить ребенка применять в процессе чтения тот или иной прием пони мания текста.

Варианты а и б, как правило, содержат однотипные задания, но на разных текстах. Их можно читать один за другим, чтобы прочнее закрепить полученные знания. Можно организовать работу по вариантам и после ее окончания обменяться мнениями, задать друг другу вопросы. После выполнения заданий на тренировочной карточке желательно прочитать разобранный, понятый текст еще раз.

Чтобы маленький читатель мог понимать, правильно ли вы полнено задание, ему следует обратиться к проверочным карточкам, расположенным в конце учебного пособия имеющим номера им соответствующие тренировочная карточка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Психолого-педагогические основы применения технических и мультимедийных средств обучения
Современные ТСО и мультимедийные средства имеют для воплощения принципа наглядности широкие возможности, которые необходимо реализовать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения. Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно бол ...

Виды школьной дезадаптации
По мнению отечественных психологов, дезадаптация – процесс нарушения связей в системе «личность – социум». Чем большую область взаимоотношений между индивидом и социумом захватывает процесс дезадаптации, тем меньше уровень реальной адаптации. Процесс взаимодействия индивида и социума — это, прежде ...

Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств в программе по физической культуре
Вопрос о классификации подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств у школьников является одним из самых важнейших в плане выработки педагогических рекомендаций по практическому применению подвижных игр в школе. Исходя из учета главных мотивов игровой деятельности и взаимоо ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru