Обзор методической литературы

Страница 4

Материал: лист с подборкой словарных слов на букву «П».

Ход работы: получив листы со словарными словами на букву «П», школьники (испытуемые) составляют связанные между собой предложения на указанную букву (допускается использование союзов и предлогов).

Критерии оценки результатов:

- оригинальность;

- соответствие задания теме;

- связность предложений между собой;

- количество словарных слов, использованных в рассказе.

Анализ результатов методики «Сочини на букву «П»»: показал, что 7 человек (43,7 %) показали высокие результаты, то есть их работы оригинальны, имеют яркие образы и интересные названия (такие, как «птичий перрон», «правитель», «поэма про певчего петуха и поэта Петю»). При этом каждый рассказ соответствует выбранной теме. У 4 человек (25 %) - средние показатели и 5 человек (31,3 %) показали низкие результаты. Используя большое количество слов, не все ученики смогли составить связный и интересный рассказ, соответствующий выбранной теме. И, хотя словарные слова были представлены индивидуально, дети допускали ошибки (от 2-х до 5-ти). Есть двое учащихся (12 %), которые не справились с поставленной задачей, их работы не соответствуют теме.

Так же в ходе экспериментальной работы были применены в определенной системе (комплексе) задания и упражнения, направленные на развитие творческих способностей младших школьников. Процесс формирования творческих способностей можно представить в виде трех этапов, для каждого из которых определены конкретные творческие задания.

1 этап: создание мотивации творческой деятельности с целью формирования у младших школьников предпосылок для творческой деятельности (наблюдательности, общительности, памяти, внимания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты). Для активизации творческого мышления младших школьников в ходе эксперимента были использованы языковые игры, конкурсы, викторины, ребусы, шарады, кроссворды.

Как показали результаты исследования, со всеми пятью заданиями успешно справляется 10 человек (62,5 %). 3-4 задания успешно решили 4 человека (25 %), а 2 ученика почти не справились с заданием (12,5%).

2 этап: элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе на уроке русского языка:

- «изобрази фразеологический оборот»: часть учеников составляет и рисует 3 - 4 фразеологических оборота, а их одноклассники отгадывают, что хотел сказать автор рисунка (например, рисунки оборотов «уши развесить», «вешать лапшу на уши», «сердце в пятки ушло», «дело в шляпе», «кот наплакал»);

- «эти забавные животные»: ученикам было предложено собрать словарь «Животные», в который вошли задания и упражнения творческого характера, способствующие усвоению написания словарных слов и обогащению словаря учащихся. Дети учатся работать с различными источниками, а также с удовольствием обмениваются накопленным материалом в классе, попутно составляя к новым словам рисунки.

Анализ работ школьников показал, что почти все полностью справились с заданиями – 14 учащихся (87,5 %), и только у двоих возникли затруднения при их выполнении.

3 этап: самовыражение личности ученика через творчество, что проводилось в форме высказываний и сочинения, так как в них всегда выражается личность автора.

Развитие творческих способностей выражается в следующих работах по русскому языку:

- сочинения нетрадиционного содержания: на выбор учащегося требовалось написать сочинение на тему «Письмо бабушке», «Сказка» или «Письмо в будущее». Сочинения совершенствуют письменную речь, увеличивают словарный запас, развивают детскую фантазию, воображение, творческую активность, реализуют желание привлечь к себе внимание одноклассников.

С указанным заданием справились все учащиеся, но работы оказались разного объема: только 9 человек (56,2 %) смогли составить развернутые рассказы. Остальные школьники (23,8 %) написали небольшие сочинения.

Результаты эксперимента в школе приведены на диаграмме, отражающих изменения качества знаний и успеваемости в контрольном (4 А) и экспериментальном (4 Б) классах.

Рис

В конце уроков для проверки обратной связи с учениками, им были предложены следующие вопросы:

1. На уроке тебе было:

Интереснее, чем на обычном уроке

Так же как на обычном уроке

Не интересно

2. Материал, изучавшийся на уроке, был для тебя:

Сложным

Простым

Результаты представлены на диаграмме 2.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Анализ воспитательного мероприятия. Воспитательное мероприятие
Классный час – это форма воспитательной работы, при которой обучаемые под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру. Я провела в группе классный час на тему «Будьте милосердными» День проведения 15 марта. ...

Анализ практического применения методики обучения решению текстовых задач алгебраическим способом
Итак, задачи (в широком смысле этого слова) играют огромную роль в жизни человека. Задачи, которые ставит перед собой человек, и задачи, которые ставят перед ним другие люди и обстоятельства жизни, направляют всю его деятельность, всю жизнь. Мышление человека главным образом состоит из постановки и ...

Симптоматика дисграфий
Симптомами дисграфии следует считать стойкие повторяющиеся ошибки в письменных работах детей школьного возраста, которые не связаны с незнанием и неумением применять орфографические правила. Исследователи по-разному группируют дисграфические ошибки. Р.И. Лалаева соотносит ошибки с определенным видо ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru