Обзор методической литературы

Страница 4

Материал: лист с подборкой словарных слов на букву «П».

Ход работы: получив листы со словарными словами на букву «П», школьники (испытуемые) составляют связанные между собой предложения на указанную букву (допускается использование союзов и предлогов).

Критерии оценки результатов:

- оригинальность;

- соответствие задания теме;

- связность предложений между собой;

- количество словарных слов, использованных в рассказе.

Анализ результатов методики «Сочини на букву «П»»: показал, что 7 человек (43,7 %) показали высокие результаты, то есть их работы оригинальны, имеют яркие образы и интересные названия (такие, как «птичий перрон», «правитель», «поэма про певчего петуха и поэта Петю»). При этом каждый рассказ соответствует выбранной теме. У 4 человек (25 %) - средние показатели и 5 человек (31,3 %) показали низкие результаты. Используя большое количество слов, не все ученики смогли составить связный и интересный рассказ, соответствующий выбранной теме. И, хотя словарные слова были представлены индивидуально, дети допускали ошибки (от 2-х до 5-ти). Есть двое учащихся (12 %), которые не справились с поставленной задачей, их работы не соответствуют теме.

Так же в ходе экспериментальной работы были применены в определенной системе (комплексе) задания и упражнения, направленные на развитие творческих способностей младших школьников. Процесс формирования творческих способностей можно представить в виде трех этапов, для каждого из которых определены конкретные творческие задания.

1 этап: создание мотивации творческой деятельности с целью формирования у младших школьников предпосылок для творческой деятельности (наблюдательности, общительности, памяти, внимания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты). Для активизации творческого мышления младших школьников в ходе эксперимента были использованы языковые игры, конкурсы, викторины, ребусы, шарады, кроссворды.

Как показали результаты исследования, со всеми пятью заданиями успешно справляется 10 человек (62,5 %). 3-4 задания успешно решили 4 человека (25 %), а 2 ученика почти не справились с заданием (12,5%).

2 этап: элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе на уроке русского языка:

- «изобрази фразеологический оборот»: часть учеников составляет и рисует 3 - 4 фразеологических оборота, а их одноклассники отгадывают, что хотел сказать автор рисунка (например, рисунки оборотов «уши развесить», «вешать лапшу на уши», «сердце в пятки ушло», «дело в шляпе», «кот наплакал»);

- «эти забавные животные»: ученикам было предложено собрать словарь «Животные», в который вошли задания и упражнения творческого характера, способствующие усвоению написания словарных слов и обогащению словаря учащихся. Дети учатся работать с различными источниками, а также с удовольствием обмениваются накопленным материалом в классе, попутно составляя к новым словам рисунки.

Анализ работ школьников показал, что почти все полностью справились с заданиями – 14 учащихся (87,5 %), и только у двоих возникли затруднения при их выполнении.

3 этап: самовыражение личности ученика через творчество, что проводилось в форме высказываний и сочинения, так как в них всегда выражается личность автора.

Развитие творческих способностей выражается в следующих работах по русскому языку:

- сочинения нетрадиционного содержания: на выбор учащегося требовалось написать сочинение на тему «Письмо бабушке», «Сказка» или «Письмо в будущее». Сочинения совершенствуют письменную речь, увеличивают словарный запас, развивают детскую фантазию, воображение, творческую активность, реализуют желание привлечь к себе внимание одноклассников.

С указанным заданием справились все учащиеся, но работы оказались разного объема: только 9 человек (56,2 %) смогли составить развернутые рассказы. Остальные школьники (23,8 %) написали небольшие сочинения.

Результаты эксперимента в школе приведены на диаграмме, отражающих изменения качества знаний и успеваемости в контрольном (4 А) и экспериментальном (4 Б) классах.

Рис

В конце уроков для проверки обратной связи с учениками, им были предложены следующие вопросы:

1. На уроке тебе было:

Интереснее, чем на обычном уроке

Так же как на обычном уроке

Не интересно

2. Материал, изучавшийся на уроке, был для тебя:

Сложным

Простым

Результаты представлены на диаграмме 2.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Зарисовки и наброски в педагогическом рисовании
В педагогической деятельности преподавателя изобразительного искусства важна роль наброска. Учитель, постоянно выполняя на виду у всего класса различные рисунки, иллюстрирует ими свое объяснение, показывает дох работы с натуры или рисование на темы и т.п. отличительными чертами таких педагогических ...

Структура и типы проблемных ситуаций, способы их создания
1.Рассмотрим различные классификации типов проблемных ситуаций: Ориентируясь на характер лежащего в основе проблемной ситуации противоречия между знанием и незнанием Т.В. Кудрявцев выделяет следующие типы проблемных ситуаций в обучении учащихся средних общеобразовательных учреждений: 1) проблемные ...

Факторы дезадаптации
Дезадаптация является многофакторным процессом. Нами был предпринят анализ ведущих факторов, определяющих возникновение, развитие формы и глубину дезадаптации. В настоящее время накоплен значительный объем информации о факторах дезадаптации подростков, требуется его обобщить и систематизировать. Де ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru