Портфолио как средство диагностики образованности

Статьи о педагогике » Портфолио как альтернативный способ оценивания » Портфолио как средство диагностики образованности

Страница 1

Одним из основных средств, направленных на реализацию самоопределения школьника, является развивающаяся психологическая диагностика.

Такая диагностика предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, во – первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические процедуры); и, во – вторых, возможность развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде интеллектуального социально – психологического тренинга, психотехнических, сюжетно – ролевых игр.

« Изучение психологического облика личности, - писал С.Л. Рубинштейн,- включает в себя 3 основные вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, о его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек естественно встаёт второй: а что он может? это вопрос о способностях, о дарованиях человека. Однако способности – это сперва только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно ещё знать, что он есть, что закрепилось в качестве стержневых способностей его личности. Это вопрос о характере человека» .

В методических рекомендациях по организации и осуществлению предпрофильной подготовки школьников, подготовленных сотрудниками центра социально – профессионального самоопределения молодёжи НОСО РАО С.Н.Чистяковой, Н.Ф.Радичевым, П.С. Лернером, В.П.Бондарёвым, раскрывается программа развивающей психологической диагностики, охватывающей 6 психологических сфер, характеризующие индивидуальные психологические ресурсы личности, и ориентирование на их диагностику:

-психологическая сфера (психические и поведенческие проявления свойств нервной системы);

-мотивационная сфера (присущие личности склонности, интересы, связанные с выбором профессии);

-характерологическая сфера (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру);

-эмоционально – волевая сфера (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности);

- интеллектуальная сфера (сформированность интеллектуальных способностей с учётом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности);

-социально – психологическая сфера (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми, социально – профессиональная адаптированность).

Комплект известных методик адаптирован на диагностику только 3 – х психологических сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности: социально – психологическую, интеллектуальную, мотивационную. Мы приводим их в качестве примера возможной работы в данной направленности. Так как предпрофильную подготовку учащихся сопровождают психологические школы, то мы надеемся, специалист сможет спланировать периодичность диагностики, значимость и необходимость тех или иных тестов в обеспечении необходимого психологического сопровождения учащегося в вопросах самоопределения.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Результаты анкетирования родителей и педагогов
На III этапе исследования мы провели анкетирование родителей и педагогов. Анкетирование родителей Цель исследования: выяснить, какие пути и средства используют родители в семье для объяснения детям устаревшей лексики. Контингент: для реализации поставленной цели мы провели анкетирование 20 родителе ...

Методы стимулирования
Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видно, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как животное, нуждается в постоянных стим ...

Обучение учащихся V классов изготовлению изделий на сверлильных станках как социально-педагогическая проблема
Воспитание подрастающего поколения осуществляется за счет освоения ими социального опыта людей путем выработки на этой основе опыта своей жизнедеятельности. Это происходит в процессе и результате включения их в общественные отношения, общение и общественно-необходимую трудовую деятельность. Главная ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru