Исследование письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной школы

Статьи о педагогике » Нарушения письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы » Исследование письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной школы

Страница 1

На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение проявлений дисграфии и ее видов. В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать апробированные диагностические методики для выявления состояния процесса письма у детей младшего школьного возраста.

2. Провести исследование процесса письма у детей младшего школьного возраста.

3. Провести количественный и качественный анализ результатов исследования состояния процесса письма у детей младшего школьного возраста.

Исследование проводилось на базе МОУ «Новокарасукская сош» Крутинского района Омской области. В исследовании принимали участие 14 человек, учащиеся третьего класса общеобразовательной школы. Возраст детей – 9-10 лет.

В своем исследовании мы использовали методику И.Н. Садовниковой [18]. Испытуемым предлагался ряд диктантов, которые соответствуют следующим требованиям:

- речевой материал включает звуки всех фонетических групп;

- речевой материал предусматривает позиционную близость звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, а также букв, смешиваемых по кинетическому сходству;

- речевой материал включает слова различной слоговой структуры.

Количественный и качественный анализ результатов проводился по таблице 1. В ходе исследования были получены следующие данные:

У 15% детей наблюдаются ошибки в обозначении мягкости согласных; у 23% детей встречаются смешения букв по кинетическому сходству; у 4% детей наблюдаются персеверации; у 23% детей – ошибки в отграничении речевых единиц; у 8% детей – ошибки фонематического восприятия; у 12% детей – ошибки звукового анализа; у 12% детей нет проявлений дисграфии.

Рисунок 1.

Так же было выявлено, что у одного ребенка может встречаться несколько типов ошибок. Это смешения букв по кинетическому и акустико-артикуляционному сходству и ошибки в отграничении речевых единиц; ошибки в обозначении мягкости согласных и персеверации; смешения букв по кинетическому сходству, ошибки в обозначении мягкости согласных и ошибки звукового анализа; смешения букв по акустико-артикуляционному сходству, ошибки в обозначении мягкости согласных и ошибки звукового анализа.

При анализе ошибок была использована классификация, разработанная Р.И. Лалаевой и сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург).

У пятерых детей (36%) встречаются чистые виды дисграфии. Это дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (29%) и оптическая дисграфия (7%).

У трех детей (21%) мы не обнаружили дисграфических проявлений.

У шести детей (43%) были выявлены смешанные виды дисграфии. У четырех человек (29%) – оптическая дисграфия и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; у одного ребенка (7%) – дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; у одного ребенка (7%) – оптическая дисграфия, дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Рисунок 2.

Таким образом, мы выяснили, что у 79 % детей класса встречаются проявления дисграфии (рисунок 3).

Рисунок 3.

Исследование проводилось на базе МОУ «Новокарасукская сош» Крутинского района Омской области. В исследовании принимали участие 14 детей в возрасте 9-10 лет. Исследование проводилось по методике И.Н. Садовниковой. В ходе исследования выяснилось, что дисграфия встречается у 79% детей. Чистые формы дисграфии встречаются у 36% детей, у 43% детей – смешанные формы дисграфии. У 21% детей нет дисграфических проявлений.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Выявление уровня реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте на констатирующем этапе
База проведения исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад "родничок" п. Чишмы Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан. В данной поисковой работе приняли участие 16 детей Время проведения исследования -1 год. Этапы исслед ...

Предмет педагогики. педагогика как единство воспитания и обучения
Свое название педагогика получила от греческих слов “пайдос" - дитя и “аго” - вести. В дословном переводе "пайдагогос" означает “детоводитель". Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в ш ...

Организация эффективного контроля знаний
Субъективизм, уязвимость оценки знаний при обычном кон­троле свидетельствует о том, что мы не можем даже установить четких критериев оценки. При объективном контроле знаний каждая оценка имеет строгий однозначный смысл и отражает достигнутый учеником уровень усвоения деятельности. Уровень деятельно ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru