Применению верных научно-обоснованных решений помогает педагогическая диагностика. Проведение педагогической диагностики требует разработки диагностических программ исследований, сбора, обработки и анализа педагогической информации по изучаемому вопросу, для выявления его состояния, выработки выводов по переводу объекта изучения на требуемый уровень. Педагогический диагноз помогает оказанию квалифицированной педагогической помощи.
Педагогическая диагностика проводится в начале года с целью изучения исходного уровня знании, умений детей в каждой возрастной группе, в конце квартала, учебного года, перед поступлением в школу, при подведении итогов для выявления усвоения дошкольниками образовательной программы, определения уровня школьной зрелости, при подготовке к педагогическому совету.
Для установления уровня тех или иных знаний у детей проводятся итоговые занятия. Для проведения итоговых занятий необходимо вместе с воспитателем составить конспект, четко выявить программные задачи занятия с учетом требований программы данного квартала или года. В течение учебного года целесообразно провести итоговые занятия по всем разделам обучение.
Для определения уровня знаний детей используются индивидуальные беседы. Наиболее трудоемким приемом обработки материалов является составление аналитических таблиц (карт). Они дают возможность получить первичную характеристику изученного явления.
При помощи диагностических таблиц обеспечивается оценка положения дел в том или ином вопросе воспитания и обучения детей. Таблицы дают возможность выделить существенное, положительное и отрицательное, выявить резервы и наметить пути их использования.
Проведение диагностического анализа требует расчленения изучаемой проблемы на ряд входящих в нее вопросов и объединение их в блоки. В каждом блоке осуществляется дальнейшая детализация вопросов, входящих в содержание блока.
Предварительная разработка структурных схем (блоков) предполагает:
—глубокий анализ педагогического процесса на этой основе, разделение контролируемого процесса на отдельные блоки, направляет воспитателей по наиболее краткому и эффективному пути решения воспитательно-образовательных задач, ориентирует на постоянное совершенствование работы с детьми;
—всемерное стимулирование воспитателей к использованию в своей работе теории и передового опыта;
—обязательное подведение итогов проделанной работы с оценкой ее эффективности.
Например, диагностика состояния работы в группе по охране жизни и здоровья детей может включать следующие блоки:
Блок 1. Создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей.
Закреплена ли |
Состояние |
Освещенное |
Состояние |
Нет ли |
Подбор |
мебель, |
полов в д/у |
ть |
пособий для |
травмоопасных |
растений, |
оборудование |
и потолка. |
помещений |
занятий |
игрушек. |
стекло на |
ее |
окон, |
л У- |
(ножницы, |
Состояние |
аквариумах, |
целостность |
фрамуг |
проводка |
кисти, банки и др. |
Игрового материала |
Оборудование для труда |
Еще о педагогике:
Понятие портфолио в образовании
Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса, каждому знакомы понятия « министерский портфель», « портфель инвестиций». Существует огромное разнообразие определений портфолио. «Портфолио – это коллекция определённой области» [3,68]. Некоторые исследователи рассматривают портфолио ка ...
Изучение особенностей личности младших школьников в педагогическом процессе
Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Существен ...
Методы исследования организации психолого-педагогического обучения
шестилеток
Исследуя организацию психолого-педагогического обучения шестилеток, в качестве основных эмпирических методов использовались четыре диагностические методики: «Методики определения готовности к школе» Л.А. Ясюковой, «Методика определения мотивов учения» М.Р. Гинзбурга, «Диагностика усвоения образоват ...