Применению верных научно-обоснованных решений помогает педагогическая диагностика. Проведение педагогической диагностики требует разработки диагностических программ исследований, сбора, обработки и анализа педагогической информации по изучаемому вопросу, для выявления его состояния, выработки выводов по переводу объекта изучения на требуемый уровень. Педагогический диагноз помогает оказанию квалифицированной педагогической помощи.
Педагогическая диагностика проводится в начале года с целью изучения исходного уровня знании, умений детей в каждой возрастной группе, в конце квартала, учебного года, перед поступлением в школу, при подведении итогов для выявления усвоения дошкольниками образовательной программы, определения уровня школьной зрелости, при подготовке к педагогическому совету.
Для установления уровня тех или иных знаний у детей проводятся итоговые занятия. Для проведения итоговых занятий необходимо вместе с воспитателем составить конспект, четко выявить программные задачи занятия с учетом требований программы данного квартала или года. В течение учебного года целесообразно провести итоговые занятия по всем разделам обучение.
Для определения уровня знаний детей используются индивидуальные беседы. Наиболее трудоемким приемом обработки материалов является составление аналитических таблиц (карт). Они дают возможность получить первичную характеристику изученного явления.
При помощи диагностических таблиц обеспечивается оценка положения дел в том или ином вопросе воспитания и обучения детей. Таблицы дают возможность выделить существенное, положительное и отрицательное, выявить резервы и наметить пути их использования.
Проведение диагностического анализа требует расчленения изучаемой проблемы на ряд входящих в нее вопросов и объединение их в блоки. В каждом блоке осуществляется дальнейшая детализация вопросов, входящих в содержание блока.
Предварительная разработка структурных схем (блоков) предполагает:
—глубокий анализ педагогического процесса на этой основе, разделение контролируемого процесса на отдельные блоки, направляет воспитателей по наиболее краткому и эффективному пути решения воспитательно-образовательных задач, ориентирует на постоянное совершенствование работы с детьми;
—всемерное стимулирование воспитателей к использованию в своей работе теории и передового опыта;
—обязательное подведение итогов проделанной работы с оценкой ее эффективности.
Например, диагностика состояния работы в группе по охране жизни и здоровья детей может включать следующие блоки:
Блок 1. Создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей.
Закреплена ли |
Состояние |
Освещенное |
Состояние |
Нет ли |
Подбор |
мебель, |
полов в д/у |
ть |
пособий для |
травмоопасных |
растений, |
оборудование |
и потолка. |
помещений |
занятий |
игрушек. |
стекло на |
ее |
окон, |
л У- |
(ножницы, |
Состояние |
аквариумах, |
целостность |
фрамуг |
проводка |
кисти, банки и др. |
Игрового материала |
Оборудование для труда |
Еще о педагогике:
Методика обучения генетики в традиционном подходе
Правильное представление о содержании биологического образования является важным ориентиром в работе учителя. Содержание образования не должно сводиться только к знаниям и умениям, поскольку даже их успешное усвоение не может обеспечить достижение всех целей обучения. Хорошо известно, что школьники ...
Практические рекомендации по работе с трудными подростками
Процесс влияния на человека – это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог. Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы общения и воздейс ...
Виды досуговой деятельности младших дошкольников, методы
ее организации
Существут множество форм организации досуговой деятельности детей младшего дошкольного возраста, в рамках которых решаются задачи различных воспитательных направлений: Нравственной воспитание Эстетическое воспитание Физическое воспитание Трудовое воспитание Интеллектуальное воспитание Экологическое ...