Орфографическая зоркость – умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже записаны, орфограммы, а также быстро определить их типы. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок. Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, разных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть все буквы в слове.
Задачи данной главы:
Описать педагогические условия развития орфографической зоркости на уроках русского языка во 2 классе
Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по развитию орфографической зоркости у учащихся 2 класса средствами словарной работы
Педагогические условия развития орфографической зоркости на уроках русского языка во 2 классе
Развитие орфографической зоркости будет протекать успешно и эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
Обеспечение правильного научно-методического уровня организации словарно-орфографической работы.
Использование принципа систематичности и последовательности в проведении словарно-орфографической работы.
Применение различных методов и приемов в организации словарно-орфографической работы.
Одной из гипотез, мы выдвигаем обеспечение правильного научно-методического уровня организации словарно-орфографической работы.
Навык нахождения орфограмм необходимо специально формировать. Однако при выполнении заданий, приведенных в традиционных учебниках русского языка, учащимся не приходится задумываться над этим: на месте орфограммы они уже видят пропуски букв.
Во 2-м классе выделяются три главные опасности - обозначение на письме: безударного гласного звука; парного согласного по глухости-звонкости; звука, которого нет.
Младшие школьники уже знают, что безударный гласный звук при письме может обозначаться разными буквами. Но правильная для слова - только одна, которую нужно выбрать. Выберешь не ту - допустишь ошибку. Если гласный стоит в сильной позиции, то буква орфограммой не является. В этом случае смело можно писать букву (дай, стол). Но в русском языке много слов с безударными гласными (лицо)
Поскольку на первоначальном этапе дети не знают правил проверки орфограмм, они работают по схеме:
1. Определяю ударный слог;
2. Записываю слово с пропуском;
3. Делаю выбор (вписываю букву зеленой пастой): л. цо - л-цо.
Что же касается согласных звуков, парных по глухости-звонкости, то они не представляют опасности при письме, если стоят:
1. Перед гласными (сады);
2. Перед непарными звонкими [л], [л'], [м], [м], [н], [н'], [р], [р'], [и] (степной);
3. Перед [в], [в'] .
В этих случаях парные согласные стоят в сильной позиции. Пишем не сомневаясь. А вот орфограммами буквы являются в следующих случаях:
1. На конце слов (гриб, дуб);
2. Перед другими согласными, кроме непарных звонких и [в], [в']. Здесь парные стоят в слабой позиции:
Ла ки
Рабочая схема — та же:
1. Определяю ударный слог;
2. Пропускаю орфограмму;
3. Выбираю букву.
В этот период обучения важно, чтобы дети видели все имеющиеся в слове орфограммы и обдумывали написание слова.
Далее ведется работа с однокоренными словами. Вместе с детьми делается вывод, что корень при изменении слова и в однокоренных словах может звучать по-разному, но пишется одинаково. Это и есть главный «секрет» корней. На этом этапе работы учащиеся четко уясняют: чтобы решить орфографическую задачу, надо выбрать правильную букву. Для этого надо применить правило. Детям даются способы проверки для каждой части речи. Прежде чем подобрать способ проверки, дети должны определить, к какой группе относится слово, а потом выбрать нужное правило.
1. Если слово называет предмет, нужно:
- изменить проверяемое слово:
ед. ч. - мн. ч. (доска — доски) кто? что? (ед. ч., мн. ч.) (в волнах — волны) много кого? чего? (кружка — кружек};
- подобрать к нему однокоренное слово (бегун - бег).
2. Если слово называет действие, можно применить следующие способы проверки:
- изменить проверяемое слово по вопросам:
что (с)делает? (плясал — пляшет)
что (с)делать? (бежать — сбегать);
- подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что? (насорил - сор).
3. Если слово называет признак, нужно:
- изменить слово по вопросам:
каков? (узкий — узок);
- подобрать однокоренное слово (крепкий - крепенький).
Изучив все способы проверки, учащиеся легко ориентируются в нахождении проверочных слов. Особое внимание следует уделять значению слова. От значения слова — к правильной букве. Если формировать у детей привычку задумываться над каждым словом, над его значением, то это повышает их грамотность (храбрец — от слова храбрый, кофейник — от слова кофе, писатель — от слова пишет).
Еще о педагогике:
Анализ программы учебников с точки зрения исследуемой проблемы
Каждый учебно-методический комплект по русскому языку 1 – 4 класса, включающий в себя программу, учебник, рабочую тетрадь и методическое пособие, направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку ...
Психолого – педагогические и методические основы изучения интеграла в
школьном курсе математики
Необходимость изучения интеграла в школе характеризуется тем, что: если изучать только производную, но не изучать интеграл, то цикл анализа одной переменной не будет завершен; в приложениях (в том числе в физике) гораздо чаще, чем задачи на вычисление производной, её применение, используются задачи ...
Факторы, влияющие на становление личности ребенка
На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор— движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов). К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и др ...