Опытно-экспериментальная работа по развитию орфографической зоркости учащихся 2 класса средствами словарной работы на уроках русского языка

Статьи о педагогике » Развитие орфографической зоркости у учащихся 2 класса на уроках русского языка в процессе словарно-орфографической работы » Опытно-экспериментальная работа по развитию орфографической зоркости учащихся 2 класса средствами словарной работы на уроках русского языка

Страница 1

Орфографическая зоркость – умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже записаны, орфограммы, а также быстро определить их типы. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок. Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, разных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть все буквы в слове.

Задачи данной главы:

Описать педагогические условия развития орфографической зоркости на уроках русского языка во 2 классе

Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по развитию орфографической зоркости у учащихся 2 класса средствами словарной работы

Педагогические условия развития орфографической зоркости на уроках русского языка во 2 классе

Развитие орфографической зоркости будет протекать успешно и эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

Обеспечение правильного научно-методического уровня организации словарно-орфографической работы.

Использование принципа систематичности и последовательности в проведении словарно-орфографической работы.

Применение различных методов и приемов в организации словарно-орфографической работы.

Одной из гипотез, мы выдвигаем обеспечение правильного научно-методического уровня организации словарно-орфографической работы.

Навык нахождения орфограмм необходимо специально формировать. Однако при выполнении заданий, приведенных в традиционных учебниках русского языка, учащимся не приходится задумываться над этим: на месте орфограммы они уже видят пропуски букв.

Во 2-м классе выделяются три главные опасности - обозначение на письме: безударного гласного звука; парного согласного по глухости-звонкости; звука, которого нет.

Младшие школьники уже знают, что безударный гласный звук при письме может обозначаться разными буквами. Но правильная для слова - только одна, которую нужно выбрать. Выберешь не ту - допустишь ошибку. Если гласный стоит в сильной позиции, то буква орфограммой не является. В этом случае смело можно писать букву (дай, стол). Но в русском языке много слов с безударными гласными (лицо)

Поскольку на первоначальном этапе дети не знают правил проверки орфограмм, они работают по схеме:

1. Определяю ударный слог;

2. Записываю слово с пропуском;

3. Делаю выбор (вписываю букву зеленой пастой): л. цо - л-цо.

Что же касается согласных звуков, парных по глухости-звонкости, то они не представляют опасности при письме, если стоят:

1. Перед гласными (сады);

2. Перед непарными звонкими [л], [л'], [м], [м], [н], [н'], [р], [р'], [и] (степной);

3. Перед [в], [в'] .

В этих случаях парные согласные стоят в сильной позиции. Пишем не сомневаясь. А вот орфограммами буквы являются в следующих случаях:

1. На конце слов (гриб, дуб);

2. Перед другими согласными, кроме непарных звонких и [в], [в']. Здесь парные стоят в слабой позиции:

Ла ки

Рабочая схема — та же:

1. Определяю ударный слог;

2. Пропускаю орфограмму;

3. Выбираю букву.

В этот период обучения важно, чтобы дети видели все имеющиеся в слове орфограммы и обдумывали написание слова.

Далее ведется работа с однокоренными словами. Вместе с детьми делается вывод, что корень при изменении слова и в однокоренных словах может звучать по-разному, но пишется одинаково. Это и есть главный «секрет» корней. На этом этапе работы учащиеся четко уясняют: чтобы решить орфографическую задачу, надо выбрать правильную букву. Для этого надо применить правило. Детям даются способы проверки для каждой части речи. Прежде чем подобрать способ проверки, дети должны определить, к какой группе относится слово, а потом выбрать нужное правило.

1. Если слово называет предмет, нужно:

- изменить проверяемое слово:

ед. ч. - мн. ч. (доска — доски) кто? что? (ед. ч., мн. ч.) (в волнах — волны) много кого? чего? (кружка — кружек};

- подобрать к нему однокоренное слово (бегун - бег).

2. Если слово называет действие, можно применить следующие способы проверки:

- изменить проверяемое слово по вопросам:

что (с)делает? (плясал — пляшет)

что (с)делать? (бежать — сбегать);

- подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что? (насорил - сор).

3. Если слово называет признак, нужно:

- изменить слово по вопросам:

каков? (узкий — узок);

- подобрать однокоренное слово (крепкий - крепенький).

Изучив все способы проверки, учащиеся легко ориентируются в нахождении проверочных слов. Особое внимание следует уделять значению слова. От значения слова — к правильной букве. Если формировать у детей привычку задумываться над каждым словом, над его значением, то это повышает их грамотность (храбрец — от слова храбрый, кофейник — от слова кофе, писатель — от слова пишет).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Понятие "воспитание" в широком и узком значении
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности. Понятие воспитание в узком значении тождественно понятию “воспитательная работа”, в процессе к ...

Особенности учебно-воспитательного процесса в годы войны
Условия военного времени наложили существенный отпечаток на учебно-воспитательный процесс в школе. Занятия проходили при остром дефиците учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей. Из-за недостатка бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ученические ручки ...

Общая характеристика коллектива, участвующего в исследовании
Мастерская современной хореографии «Сирена» создана в 1984 году, возрастные группы воспитанников от 4–18 лет. Деятельность осуществляется по комплексной, авторской, профессионально – ориентированной программе мастерской современной хореографии «Сирена» – «Войди в мир танца». Старшие ребята еще допо ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru