Астрономия в сфере дополнительного образования

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Астрономия в сфере дополнительного образования

Страница 2

Углубленное изучение курса астрономии, общей практической астрофизики;

Привлечение учащихся к работе в серьёзных научных программах.

Для углублённого изучения астрономии разработаны программы факультативных курсов: «Мироведение» (8-й кл.); и «физика космоса» (10-й кл.). Факультативный курс «Основы космонавтики» (9-10 кл.) предполагает синтетичное использование знаний из физики, химии, биологии и других наук. Одной из ведущих идей факультатива является раскрытие роли космонавтики в современном мире, обоснование необходимости мирного использования космоса для практических нужд всего человечества и патриотическое воспитание россиян, тем более, что к концу 20 века наметился кризис в приоритетной для России авиакосмической промышленности, связанный с резким сокращением и невосполнением специалистов, формирующих в итоге космическую политику страны.

Основная задача факультатива «физика космоса» - показ применимости физических законов, открытых на земле, для объяснения явлений, происходящих в космосе, пространственно-временные масштабы которых значительно превышают земные. Это обусловливает важную роль в процессе формирования диалектико-материалистического мировоззрения.

Синергетический принцип современного построения факультатива может объединить ряд казалось бы несхожих наук. Так, программа занятий по астрономии в кружке А.К. Муртазова и подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам разного уровня опирается на базовые курсы физики, математики, химии, биологии, истории и литературы. К примеру, изучение созвездий, происхождения названий их и составляющих их звёзд предполагает наличие определённых знаний истории человечества, его литературного и культурного наследия. Помимо изучаемых в школьном курсе астрономии за 11 класс вопросов члены астрофизического объединения могут более подробно узнать о: задаче 2-х тел; назначении, орбитах и динамике движения искусственных космических тел, характеристике и происхождении космического эл.-м. излучения; различных видах телескопов; измерении поляризации излучения небесных тел; методах измерения космических лучей, понятии внеатмосферной астрономии; активных методах изучения небесных тел: радиолокационном, лазерном, контактном, глубоких закономерностях планетной системы, космогенезисе Вселенной, скрытой массе в галактиках, о галактиках с открытыми ядрами; астрологии и астрономии, основах существования и устойчивости Земной жизни.

Это далеко не полный список изучаемых проблем. Обязательными, естественно, в работе кружков и факультативов являются и практические работы по астрономии, накапливающие огромный исследовательский опыт. Они же занимают основное место в развитии межпредметных связей с другими науками. Это могут быть тематические наблюдения:

1) исследование метеорных потоков, 2) изучение звёзд и созвездий, 3)исследование Солнечной активности, определение чисел Вольфа, 4) покрытие звёзд и планет Луной, определение Тобращения Луны вокруг Земли, 5) определение высоты гор на Луне, 6) наблюдения редких небесных явлений, затмения Солнца и Луны, 7) фотографические работы, получение фотографий суточного вращения звёздного неба, отдельных созвездий, картин восхода и захода Солнца, 8) телескопические наблюдения, объекты ''голубого'' неба; шаровые и рассеянные звёздные скопления, Плеяды, туманность Андромеды.

Для ребят, интересующихся астрофизикой, можно провести следующие работы:

изучение фотометрических свойств поверхностей астероидов,

визуальные и фотографические наблюдения активных зон на Луне,

определение звёздных величин методом фотографической фотометрии.

Особенность внеклассной работы по астрономии – зависимость проведения серии наблюдений от погодных условий. Также необходима работа по организации и подготовке тематических вечеров в школе, клубе, выпуску газет, участию в конкурсах, олимпиадах, деятельности научного общества учащихся (НОУ), семинарах и конференциях. «Проблемы, выносимые на круглые столы или теоретические семинары, действующие, например, 1 раз в месяц, могут быть следующими:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще о педагогике:

Сущность и элементы здорового образа жизни
Существует более 300 определений понятия «здоровье». По уставу ВОЗ, «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия» . Физическое здоровье: - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физи ...

Результаты выполнения индивидуального задания. Проведение урока педагогики «Виды и механизмы памяти»
Обоснование выбора темы: память играет ведущую роль в познавательной и в любой другой деятельности человека и в его общении с людьми. Познание мира было бы невозможно, если бы люди не обладали способностью запечатлевать и сохранять продолжительное время в памяти то, что они узнали о действительност ...

Понятие "быстрого чтения"
В одной из заметок "Литературная газета" писала: "Пять тысяч знаков в минуту - такова скорость чтения у инженера Блохина. Объясняя сущность своего метода, Блохин сказал: "Я никогда не задумываюсь над прочитанным"". Люди читают сотни веков, но только в наше время со все ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru