Мифы и легенды о созвездиях. Зодиак. Что такое НЛО? Происхождение звёзд и планет. Развитие представлений о Вселенной. Тайна Бермудского треугольника. Тунгусский метеорит. Была ли Атлантида? (7-8 классы).
Исследования Луны и планет космическими аппаратами. Механика полётов к другим мирам. Контакты с неземными цивилизациями. Интеркосмос - финиш космического марафона? Астрология без мистики и тайн. Неизвестная Земля. (9кл.).
Солнце и жизнь Земли. Проблема происхождения жизни на Земле и в космосе. Следствия теории относительности. Пространство и время» и другие измерения. «Чёрные дыры и геометрия Вселенной. Мир галактик. Юпитер – планета или звезда? Как объять необъятное? Философские представления об астрономической картине мира (10-11 классы)».
Одним из таких инрегративных дополнительных курсов, сочетающих наблюдения и организацию теоретических семинаров, является осуществляемый А.А. Пивоваровым в ср. школе №1 г. Орлова Кировской области.
Е.В. Волкова разработала факультативный курс астрономии на базе изучения созвездия ''Телец'', задачами которого являются изучение азов астрономии, формирование интереса учащихся к наблюдаемым объектам звездного неба, формирования представления о физической картины мира, развитие навыков самообразования Программа включает в себя материал курса астрономии за исключением раздела ''Методы астрофизических исследований'', которые лучше изучать 11 классе.
Незаменимой для учителя является методика организации КТД как в учебной деятельности, так и в клубно–факультативной. Здесь помощниками могут стать разработанные «урок пресс-конференция по астрономии» С.В. Добрыниной, КТД «Мне звёзда упала на ладошку», «астрономия и НЛО», «Космический марафон» и интеллектуально-познавательные игры, выпущенные методическим центром ''Вариант'' в серии ''клуб эрудитов''. С элементами игры, а также вопросами с ''подсказками'' на занятиях астрономии и физики можно ознакомиться в журнале «Физика в школе», там же можно узнать об опыте работы астроклуба «Деймос». Ощутить всю гамму чувств с помощью «Космических струн поэзии серебряного века» предлагают О.О. Макарычева, И.И. Соколова. Как провести театрализованный урок по астрономии, учителя могут узнать там же .
Юношеская астрономическая школа (ЮАШ) и лицей-колледж ''Земля и Вселенная'', работающие в городе Санкт-Петербурге представляют собой структуру полного среднего образования для молодых людей, окончивших 7 классов средней школы. Основой здесь являются система взаимодействующих факультативов, базирующихся на астрономии как действительно энциклопедической науке, охватывающей весь кругозор предметов школы. Цели «ЗиВ»: обеспечение среднего образования, ориентированного на требования вузов, профессиональная подготовка по специальностям, требующим комплексного подхода и междисциплинарных знаний, обеспечение индивидуальных учебных программ и планов, раскрытие творческих способностей учащихся, воспитание учащихся в лучших традициях русской культуры и науки, развитие у них этических и гражданских начал. Основная программа по астрономии включает в себя: в 8-9 классах - общую космографию, методы астрономии, работу с научной информацией; в 9-10 классах - сферическую астрономию, основы небесной механики и звездной астрономии; в 10-11 классах – астрофизику и космологию. Учёба ведётся в группах по 15-17 человек. С 9 класса в плане есть библиотечные и лабораторные дни, когда учащиеся работают в НИИ, библиотеках, как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, посещают Пулковскую обсерваторию и СПбГУ, а летом работают в археологических экспедициях. Учащиеся 9-11 классов сдают в конце учебного года ''комплексный экзамен'', т.е. защищают перед комиссией свои работы, выполненные в сфере их интересов.
Мы убеждены, что особое внимание в формировании мировоззрения в дополнительном образовании нужно уделить и работе датских лагерей отдыха, так как именно в них силами и воодушевлением вожатых, специалистов можно пробудить в подростках, юношестве живой интерес к вечной науке о Вселенной. Как яркий пример, мы приводим работу ВДЦ «Орлёнок», в котором авторам довелось счастье работать в 2000году.
Еще о педагогике:
Сущность и формирование эстетического воспитания и поведения
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. В общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительнос ...
Современные подходы к развитию орфографической зоркости средствами
словарной работы
Рассматривая современные подходы к развитию орфографической зоркости средствами словарной работы, мы опирались на опыт работы педагогов начальной школы. Учителя Калужской области, Дзержинского района, Латыпова Е.А. и Андросова Л.М. считают, что орфографическую зоркость эффективно тренировать через ...
Учебный процесс и способы формирования мировоззрения школьников
В формировании личности участвуют все звенья системы образования школы, училища, средние специальные и высшие учебные заведения. Школа должна развивать у учащихся трудолюбие, богатый внутренний мир, чувство долга, прямоту и честность в поведении, волю, умение прийти на помощь другому, интерес к акт ...