Отбор диагностических методик

Страница 5

Этим же целям служит экспресс-методика «сочинение-миниатюра» на предложенную тему «что правит миром, и что должно им править», проводить которую лучше всего на уроке литературы или русского языка. Благодаря ей можно выявить ''локус контроля'' –качество личности, в зависимости от которого люди делятся на тех, кто определяет свои успехи или неудачи как результат внешних сил – везения, случайности, давления окружения, других людей и т.д., (на которых люди не могут оказать влияние); и на тех, кто считает свои (и чужие) достижения прежде всего зависимыми от своих личностных качеств: компетентности, целеустремленности, интеллектуального развития и др.

Использование проективной методики «Прогулка по лесу» позволяет нам продиагностировать самочувствие учащихся в школе, в семье, среди друзей, их самооценку, получить информацию, какие стратегии выбирают старшеклассники, встречаясь с жизненными проблемами, их подсознательное отношение и понимание смерти, любви, верности, мужества.

Данная методика позволяет организовать самопознание учащихся, заинтересовать их в исследовании себя, открыв дорогу для совершенствования.

Для лучшей последующей работы со старшеклассниками как с ''художниками'' и ''мыслителями'' нужно определить доминанту левого либо правого полушария, оценив, так психофизиологический уровень личности. Данную методику хорошо использовать в начале общения с ребятами, для налаживания с ними контакта.

Понятие мировоззрение включает в себя систему взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Особенности личности накладывают на мировоззрение свой отпечаток. Для изучения психологического уровня личности, проблемы сознания человека, способов ориентации человека в окружающем мире и представлений об окружающей действительности и себе мы используем рисуночные методики «Картина мира», «развитие», «счастье», «дерево», «несуществующее животное», «автопортрет».

Они подтверждают данную Юнгом типологию личностей, основанную на формировании основных психических процессов, функций, мышления, интуиции, ощущений и чувств (включает 8 типов, каждому из которых соответствует определённый тип рисунка, рис.1).

Личностный тип

Тип рисунка

Мыслительный тип

Экстраверт

Интроверт

Перечисляющий

Органический

Чувствующий

(эмоциональный)

Экстраверт

Интроверт

Декоративный

Имажинарный

Ощущающий

(сенсорный)

Экстраверт

Интроверт

Эмфатический

Гаптический

Интуитивный

Экстраверт

Интроверт

Ритмический

Структурный

Рис. 1 Классификация типов личности по Юнгу

Особый интерес в диагностике мировоззренческих установок будут играть рисунки «Картина мира», «развитие», «счастье». В первом из них выделяют 5 моделей: 1) ''планетарная'', 2) ''пейзажная'', 3) непосредственное окружение, 4) опосредованная или метафорическая, 5) абстрактная, схематическая.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Обзор методической литературы
Ответственность учителя начальных классов исключительна, но в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождени ...

Анализ опыта учителей начальных классов по формированию мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности
В этой главе мы приведем анализ деятельности учителей начальных классов, которые активно работают над повышением уровня мотивации к учебной деятельности своих учеников. Е.В. Задунова, учитель начальных классов гимназии № 9 г. Красноярска считает, что одним из показателей развития личности ученика я ...

Условия создания эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении
Л.С. Выготский считал, что "эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка". Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru