Отбор диагностических методик

Страница 5

Этим же целям служит экспресс-методика «сочинение-миниатюра» на предложенную тему «что правит миром, и что должно им править», проводить которую лучше всего на уроке литературы или русского языка. Благодаря ей можно выявить ''локус контроля'' –качество личности, в зависимости от которого люди делятся на тех, кто определяет свои успехи или неудачи как результат внешних сил – везения, случайности, давления окружения, других людей и т.д., (на которых люди не могут оказать влияние); и на тех, кто считает свои (и чужие) достижения прежде всего зависимыми от своих личностных качеств: компетентности, целеустремленности, интеллектуального развития и др.

Использование проективной методики «Прогулка по лесу» позволяет нам продиагностировать самочувствие учащихся в школе, в семье, среди друзей, их самооценку, получить информацию, какие стратегии выбирают старшеклассники, встречаясь с жизненными проблемами, их подсознательное отношение и понимание смерти, любви, верности, мужества.

Данная методика позволяет организовать самопознание учащихся, заинтересовать их в исследовании себя, открыв дорогу для совершенствования.

Для лучшей последующей работы со старшеклассниками как с ''художниками'' и ''мыслителями'' нужно определить доминанту левого либо правого полушария, оценив, так психофизиологический уровень личности. Данную методику хорошо использовать в начале общения с ребятами, для налаживания с ними контакта.

Понятие мировоззрение включает в себя систему взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Особенности личности накладывают на мировоззрение свой отпечаток. Для изучения психологического уровня личности, проблемы сознания человека, способов ориентации человека в окружающем мире и представлений об окружающей действительности и себе мы используем рисуночные методики «Картина мира», «развитие», «счастье», «дерево», «несуществующее животное», «автопортрет».

Они подтверждают данную Юнгом типологию личностей, основанную на формировании основных психических процессов, функций, мышления, интуиции, ощущений и чувств (включает 8 типов, каждому из которых соответствует определённый тип рисунка, рис.1).

Личностный тип

Тип рисунка

Мыслительный тип

Экстраверт

Интроверт

Перечисляющий

Органический

Чувствующий

(эмоциональный)

Экстраверт

Интроверт

Декоративный

Имажинарный

Ощущающий

(сенсорный)

Экстраверт

Интроверт

Эмфатический

Гаптический

Интуитивный

Экстраверт

Интроверт

Ритмический

Структурный

Рис. 1 Классификация типов личности по Юнгу

Особый интерес в диагностике мировоззренческих установок будут играть рисунки «Картина мира», «развитие», «счастье». В первом из них выделяют 5 моделей: 1) ''планетарная'', 2) ''пейзажная'', 3) непосредственное окружение, 4) опосредованная или метафорическая, 5) абстрактная, схематическая.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Сущность и компоненты сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей
Развитие человека, как процесс, детерминировано внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида; социальными ситуациями, представляющими собой "Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий" (Божович Л.И.); мерой его собственной активности, направлен ...

Клинико – психолого – педагогическая характеристика детей с ЗПР
Особенностью задержки психического развития является неравномерность нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. У детей с задержкой психического развития отсутствует инертность пс ...

Комплекс дидактических игр для развития младших школьников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности
В связи с выявленными проблемами детей были разработаны комплексы игр: Комплекс игр на развитие словесно-логического мышления; Комплекс игр на развитие речи. Комплекс дидактических игр на развитие словесно-логического мышления Таблица № 2 № Название игры Цель Анализ проведения игры 1 "Математи ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru