Этим же целям служит экспресс-методика «сочинение-миниатюра» на предложенную тему «что правит миром, и что должно им править», проводить которую лучше всего на уроке литературы или русского языка. Благодаря ей можно выявить ''локус контроля'' –качество личности, в зависимости от которого люди делятся на тех, кто определяет свои успехи или неудачи как результат внешних сил – везения, случайности, давления окружения, других людей и т.д., (на которых люди не могут оказать влияние); и на тех, кто считает свои (и чужие) достижения прежде всего зависимыми от своих личностных качеств: компетентности, целеустремленности, интеллектуального развития и др.
Использование проективной методики «Прогулка по лесу» позволяет нам продиагностировать самочувствие учащихся в школе, в семье, среди друзей, их самооценку, получить информацию, какие стратегии выбирают старшеклассники, встречаясь с жизненными проблемами, их подсознательное отношение и понимание смерти, любви, верности, мужества.
Данная методика позволяет организовать самопознание учащихся, заинтересовать их в исследовании себя, открыв дорогу для совершенствования.
Для лучшей последующей работы со старшеклассниками как с ''художниками'' и ''мыслителями'' нужно определить доминанту левого либо правого полушария, оценив, так психофизиологический уровень личности. Данную методику хорошо использовать в начале общения с ребятами, для налаживания с ними контакта.
Понятие мировоззрение включает в себя систему взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Особенности личности накладывают на мировоззрение свой отпечаток. Для изучения психологического уровня личности, проблемы сознания человека, способов ориентации человека в окружающем мире и представлений об окружающей действительности и себе мы используем рисуночные методики «Картина мира», «развитие», «счастье», «дерево», «несуществующее животное», «автопортрет».
Они подтверждают данную Юнгом типологию личностей, основанную на формировании основных психических процессов, функций, мышления, интуиции, ощущений и чувств (включает 8 типов, каждому из которых соответствует определённый тип рисунка, рис.1).
Личностный тип |
Тип рисунка | |
Мыслительный тип |
Экстраверт Интроверт |
Перечисляющий Органический |
Чувствующий (эмоциональный) |
Экстраверт Интроверт |
Декоративный Имажинарный |
Ощущающий (сенсорный) |
Экстраверт Интроверт |
Эмфатический Гаптический |
Интуитивный |
Экстраверт Интроверт |
Ритмический Структурный |
Рис. 1 Классификация типов личности по Юнгу
Особый интерес в диагностике мировоззренческих установок будут играть рисунки «Картина мира», «развитие», «счастье». В первом из них выделяют 5 моделей: 1) ''планетарная'', 2) ''пейзажная'', 3) непосредственное окружение, 4) опосредованная или метафорическая, 5) абстрактная, схематическая.
Еще о педагогике:
Сущность и компоненты сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в
воспитании детей
Развитие человека, как процесс, детерминировано внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида; социальными ситуациями, представляющими собой "Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий" (Божович Л.И.); мерой его собственной активности, направлен ...
Клинико – психолого – педагогическая характеристика детей с ЗПР
Особенностью задержки психического развития является неравномерность нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. У детей с задержкой психического развития отсутствует инертность пс ...
Комплекс дидактических игр для развития младших школьников с нарушениями
слуха во внеурочной деятельности
В связи с выявленными проблемами детей были разработаны комплексы игр: Комплекс игр на развитие словесно-логического мышления; Комплекс игр на развитие речи. Комплекс дидактических игр на развитие словесно-логического мышления Таблица № 2 № Название игры Цель Анализ проведения игры 1 "Математи ...