Отбор диагностических методик

Страница 5

Этим же целям служит экспресс-методика «сочинение-миниатюра» на предложенную тему «что правит миром, и что должно им править», проводить которую лучше всего на уроке литературы или русского языка. Благодаря ей можно выявить ''локус контроля'' –качество личности, в зависимости от которого люди делятся на тех, кто определяет свои успехи или неудачи как результат внешних сил – везения, случайности, давления окружения, других людей и т.д., (на которых люди не могут оказать влияние); и на тех, кто считает свои (и чужие) достижения прежде всего зависимыми от своих личностных качеств: компетентности, целеустремленности, интеллектуального развития и др.

Использование проективной методики «Прогулка по лесу» позволяет нам продиагностировать самочувствие учащихся в школе, в семье, среди друзей, их самооценку, получить информацию, какие стратегии выбирают старшеклассники, встречаясь с жизненными проблемами, их подсознательное отношение и понимание смерти, любви, верности, мужества.

Данная методика позволяет организовать самопознание учащихся, заинтересовать их в исследовании себя, открыв дорогу для совершенствования.

Для лучшей последующей работы со старшеклассниками как с ''художниками'' и ''мыслителями'' нужно определить доминанту левого либо правого полушария, оценив, так психофизиологический уровень личности. Данную методику хорошо использовать в начале общения с ребятами, для налаживания с ними контакта.

Понятие мировоззрение включает в себя систему взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Особенности личности накладывают на мировоззрение свой отпечаток. Для изучения психологического уровня личности, проблемы сознания человека, способов ориентации человека в окружающем мире и представлений об окружающей действительности и себе мы используем рисуночные методики «Картина мира», «развитие», «счастье», «дерево», «несуществующее животное», «автопортрет».

Они подтверждают данную Юнгом типологию личностей, основанную на формировании основных психических процессов, функций, мышления, интуиции, ощущений и чувств (включает 8 типов, каждому из которых соответствует определённый тип рисунка, рис.1).

Личностный тип

Тип рисунка

Мыслительный тип

Экстраверт

Интроверт

Перечисляющий

Органический

Чувствующий

(эмоциональный)

Экстраверт

Интроверт

Декоративный

Имажинарный

Ощущающий

(сенсорный)

Экстраверт

Интроверт

Эмфатический

Гаптический

Интуитивный

Экстраверт

Интроверт

Ритмический

Структурный

Рис. 1 Классификация типов личности по Юнгу

Особый интерес в диагностике мировоззренческих установок будут играть рисунки «Картина мира», «развитие», «счастье». В первом из них выделяют 5 моделей: 1) ''планетарная'', 2) ''пейзажная'', 3) непосредственное окружение, 4) опосредованная или метафорическая, 5) абстрактная, схематическая.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Исследование психо-речевого и эмоционального развития детей раннего возраста в условиях депривации
Целью проведенной экспериментальной работы было изучение речевого и эмоционального развития депривированных детей раннего возраста. Задачи исследования. 1. Оценка уровня речевого развития депривированных детей раннего возраста. 2. Обследование состояния слухового внимания и слухового восприятия деп ...

Выявление уровня развития творческих способностей у учащихся 2-го класса
База исследования: СОШ №1 п.г.т. Ленино, 2-А класс (количество учащихся 17 человек). Классный руководитель Красильникова Наталья Алексеевна. Цель исследования: определить уровень развития творческих способностей учащихся 2-А класса. Задачи данного этапа: Провести беседу с учителями; Провести тестир ...

Направления логопедической работы по развитию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи
На основании результатов анализа описанных в 3-ей главе результатов изучения состояния словообразования глаголов у детей с ОНР, по сравнению со сверстниками без речевой патологии, нам удалось выяснить, что дошкольники с ОНР обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических ха ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru