Отбор диагностических методик

Страница 2

Наиболее близким психическим образованием в отношении смысловой сферы является мотивация. И мотивы, и смыслы внутренне детерминируют поведение личности, однако устойчивость и глубина их различны. В определенной степени можно утверждать, что смысловые образования и мотивы находятся в иерархически соподчиненных отношениях (мотивы как более низкий уровень).

Динамика изменений смысловой, мировоззренческой сферы тесно связана с жизненным путем личности. Она проявляется в направленности, жизненных планах и целях личности.

В определенной иерархической связи с мировоззрением находится не только ценностно-смысловая, но и мотивационная сфера личности, которая выступает по существу как ее социально-психологическая характеристика, означающая единство личностных и ситуационных особенностей.

Мотивация в отличие от мотивов объясняет жизненный путь, направленность и цели личности. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные интересы и устремления человека.

Зная, что ведущими деятельностями в ранней юности являются учебно-профессиональная и интимно-личностная, мы используем ориентировочную методику, предложенную О.В. Ерёмкиной, «Мотивация учения у подростков» для изучения характера и выраженности учебной мотивации у старшеклассников. Методика позволяет получить достоверные результаты, так как она основана на идее, что учебные мотивы школьников могут быть подразделены на два основных вида:

Познавательные:

широкие познавательные, отвечающие за общее стремление познать мир, узнать новое;

учебно-познавательные, определяющие направленность на учёбу как способ познания себя и мира, понимание, осознание и построение чёткой структуры происходящего (в учебной деятельности и во внутренних психических процессах);

мотивы самообразования (самый высокий уровень развития), определяющие степень осознания собственного «Я» как развивающейся и динамичной личности, возможности конструирования будущего и осознания своих устремлений как глубокое понимание предназначения человека (направленность на себя).

2. Социальные:

широкие социальные, отвечающие за общее стремление старшеклассника быть полезным обществу, в котором он живет, и найти своё место в нём;

позиционные, определяющие зависимость школьника от окружающих людей в стремлении учиться и познавать мир и стремление его получить одобрение окружающих;

мотивы социального сотрудничества (самый высокий уровень развития), определяющие степень осознания сотрудничества своего «Я» и «Мы» других людей, выявляющие стремление помогать другим людям ради общего блага (направленность на других).

Для оценки степени выраженности предельных видов мотивации учения мы использовали такие критерии оценки: 18-20 баллов – сильно выраженная мотивация, 15-17 баллов – средняя выраженность мотивации, 12-14 баллов – слабая выраженность мотивации, менее 12 баллов – отсутствие учебного мотива.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни», смысла жизни.

С помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича можно осуществить социально-психологическую диагностику ценностно-смысловой и мотивационной сферы, направленности и целей личности. Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей, различаемых на два класса:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Принципы наглядности на уроках ИЗО
Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения. В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом ...

Особенности речевого развития умственно отсталых детей
Опираясь на мнение Лалаевой Р. И можно сказать что для умственно отсталых детей характерным является позднее развитие речи. Отдельные слова очень часто появляются в 2 - 3 года, а фразовой речью эти дети начинают овладевать лишь после 4 - 5 лет. По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недора ...

Концептуальные подходы к организации воспитательной работы в шестой школьный день
Сегодня одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений системы образования, является организация воспитательной работы в шестой школьный день. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего об ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru